Эскорт в Москве только в MOLLY/24

вернуться к списку всех работ


О ЕДИНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Хрестоматия по истории педагогики, М., 1936 г.
OCR www.biografia.ru



(Из разработанного Государственным комитетом по народному образованию проекта «Временного положения о единой общественной общеобразовательной школе».)

Революция создала исключительную, редко повторяющуюся в истории обстановку для глубокого и всестороннего преобразования форм государственной и общественной жизни в России и в частности в области народного образования. Она разрушила до основания устои сложившегося веками, но не отвечающего современным потребностям старого строя и, таким образом, очистила поле для систематического, основанного на определенных принципах, нового строительства.
В деле народного образования принципы, положенные в основу нового законодательства, представляют собою продукт длительной эволюции педагогических и организационных идей, развивавшихся в связи с идеалами построения свободного, демократического государства и децентрализации государственной власти.
В применении к реформе школы, эти основные принципы таковы:
1. Передача в возможно широких пределах заведывания народным образованием органам местного самоуправления.
2. Гибкость школьной организации, допускающая приспособление форм школьного управления и внутреннего устройства учебных заведений в местных условиях и открывающая в известных пределах простор творческому приложению местных общественных сил к школьному строительству.
3. Гибкость учебных планов, необходимая для разрешения задач, указанных в п. 2, а также для осуществления индивидуального начала в школьном обучении.
4. Выделение из учебного материала, преподаваемого в учебных заведениях, определенного учебного минимума, удовлетворяющего требованиям образования, с одной стороны, и соответствующего психической природе большинства учащихся — с другой.
5. Единство школьной системы, обеспечивающее планомерное концентрическое расположение учебного материала и преемственную связь между последовательными ступенями школы.
6. Установление общности организационных начал в отношении школ различных ступеней и типов.
7. Построение на общих основаниях мужского и женского образования.
8. Построение внутренней организации школы на основах выборного начала и самоуправления учительской коллегии.
9. Обеспечение профессиональных прав учащих.
10. Обеспечение личных прав учащихся.
11. Обеспечение связи между деятельностью школы и семьи учащихся в деле образования и воспитания последних.
12. Обеспечение прав всех национальностей, входящих в состав населения России, в области народного образования. Принципы эти раскрываются полнее в нижеследующем изложении.

ЕДИНАЯ ШКОЛА

А. Единство школьного курса


До сих пор в России не существовало вовсе какой-нибудь определенной и целостной системы народного образования. Отдельные его элементы складывались разновременно, при различной исторической обстановке и носили на себе отпечаток разнохарактерных идей и влияний, среди которых преобладали в общем тенденции классового господства меньшинства и безграничности централизованной государственной власти.
В соответственности с этим общим положением работа общеобразовательной школы шла у нас одновременно по нескольким параллельным и при том обычно строго изолированным путям.
Путь первый, привилегированный, вел учащихся через приготовительные классы при гимназии и через восемь классов гимназии к высшей школе (к различным факультетам университета и высшим специальным учебным заведениям). Путь второй, близкий по общему направлению к первому, но не вполне привилегированный, — через приготовительные классы при реальном училище, через шесть основных классов реального училища, через седьмой дополнительный класс реального училища к высшим специальным учебным заведениям.
Особыми, тоже более или менее изолированными путями шло специальное женское образование с разнотипными средними учебными заведениями разных ведомств, дававшими окончившим в них курс девушкам неодинаковые права в отношении дальнейшего образования. Характерной для всех этих параллельных школьных систем особенностью была не только их взаимная разобщенность, затруднявшая переход с одного из указанных путей на другой, но и те многочисленные затруднения, которые встречал учащийся, даже следуя неизменно избранной дорогой. Учащиеся, успешно окончившие курс приготовительных при гимназии классов, при поступлении в первый класс той же гимназии подвергались до последнего времени состязательным испытаниям. Учащиеся в реальных училищах сверх того подвергались дважды выпускным испытаниям: на аттестат за шесть классов и на свидетельство за седьмой. При поступлении в высшие специальные учебные заведения начинались конкурсные приемные испытания. Эта система взаимоотношений между последовательными этапами образования словно нарочно была расчитана на создание всяческих преград на пути просвещения, особенно трудно преодолимых для учащихся, принадлежащих к необеспеченным классам, которым не под силу было поддержать детей в этой борьбе за право на образование при посредстве специально приглашаемых им в помощь руководителей.
Другой характерной особенностью этой системы было то обстоятельство, что вся она была приспособлена к выполнению конечной задачи — получению кадра людей с высшим образованием. Первая ступень — приготовительные классы — самым своим названием указывала на свою подчиненную служебную роль по отношению к следующей ступени, средней школе в собственном смысле этого слова.
В свою очередь средняя школа по прямому определению уставов ставила своей задачей подготовление к высшему образованию. Построенная на этих началах система привилегированного образования на самом деле представляла для своих питомцев обстановку, мало приспособленную к интересам личности, и, фиксируя одну конечную цель создания кадров высоко дипломированных людей, пренебрегала и судьбою учащихся, не имевших возможности пройти учебный путь до конца, и интересами общества и государства, заинтересованными в наличности лиц, получивших хотя бы элементарное, но все же законченное образование.
Описанная вкратце система являлась продуктом чисто бюрократического творчества, исходившего от центральной власти.
Совершенно особенный образовательный путь представляла собою так называемая народная школа, созданная по преимуществу усилиями общественных самоуправлений, земств и городов. Путь этот разделялся на два последовательных этапа — начальные училища и высшие начальные училища. Своеобразие этого пути заключалось в двух его особенностях: во-первых, окончившие курс начального училища могли при наличности свободных вакансий поступать в высшие начальные училища без испытаний, следовательно тут не было создано искусственных препятствий для продолжения полученного в школе первой ступени образования в школе второй ступени. Во-вторых, курс начального училища имел самостоятельный, более или менее законченный характер, он не являлся приготовительным, а потому высшим начальным училищам приходилось строить свой учебный план на основе, созданной первою ступенью школьного образования. Такое взаимоотношение последовательных этапов общего учебного курса отвечает действительным потребностям общественной жизни.
При современных условиях лишь незначительная часть учащихся в школе низшей ступени получает возможность продолжать образование в школе высшего типа, и потому учебная работа их большинства не может быть подчинена целям, достижение которых для него фактически недоступно.
Наряду с этими мотивами неоспоримого общественного значения должны быть учтены и мотивы чисто педагогические. Построение курса каждой школьной ступени должно отвечать особенностям возраста учащихся, которому соответствует данная школьная ступень. Отсюда следует, что младшие ступени школы не могут приспособляться к выполнению учебных заданий, направленных к облегчению работы старших ступеней, потому что такое приспособление стесняет педагогическую работу школы при составлении учебных планов. Народная школа, построенная на целесообразных организационных началах, располагает учебный материал концентрически по последовательным ступеням курса. При этом некоторые учебные предметы изучаются повторно и это дает школе возможность использовать преимущества более раннего и более позднего возраста учащихся. Впечатлительность и живость воображения, свойственная детям, их способность воспринимать по преимуществу внешние черты явлений, дает им возможность лучше осваиваться с такими сторонами изучаемых предметов и процессов, которые впоследствии с развитием абстрактного мышления могут ускользнуть от их внимания, сосредоточенного в большей степени на постижении внутренней сути явлений. В результате концентрическое построение учебных планоз дает наиболее совершенное усвоение учебного материала.
Преимущества пути, по которому шла в своем развитии русская народная школа, в значительной степени утрачивались вследствие незавершенности системы — высшая ступень этой школы не открывала возможности к беспрепятственному продолжению образования в так называемой среднец и высшей школе.
Все вышеизложенное приводит к заключению, что новое школьное строительство должно быть основано на началах, установленных русской общественной мыслью при создании народной школы, принцип которой должен сделаться всеобщим. Последовательное развитие этого принципа требует, чтобы над второй ступенью народной школы, высшими начальными училищами (по новой терминологии средними училищами), была воздвигнута третья ступень по образцу предыдущей, т. е. принимающая за основу учебную работу второй ступени, и в свою очередь дающая питомцам законченное в известных пределах образование. При такой конструкции всей системы высшая школа должна являться последним завершающим звеном единой народной школы.
Предлагаемая система общего образования должна таким образом расположиться по следующей схеме: единая общеобразовательная школа представляет собою совокупность четырех последовательных ступеней, из которых три первые, выполняя самостоятельные педагогические задачи, открывают в то же время доступ в школу следующей ступени.
Схема эта очень проста и естественна, но приведение всей школьной системы в полное с нею соответствие осложняется разнообразием реальных условий, при которых совершается школьное строительство, и необходимостью придать ему ту организационную и учебную гибкость, о которой говорилось выше.
Преемственная связь, соединяющая последовательные школьные ступени, предполагает, что содержание курса каждой ступени строго определено на общих основаниях. Установить же объем учебного курса для всех школ определенной ступени возможно лишь при условиях определенной его длительности. Между тем местная жизнь нередко предъявляет в этом отношении к школе различные требования. Поэтому предлагаемое временное положение о единой школе, устанавливая нормальную продолжительность курса для каждой школьной ступени, предоставляет органам местного самоуправления право увеличивать ее по собственному усмотрению. Но для того, чтобы сохранить определенность взаимоотношений в учебном деле, оно предъявляет ж местным строителям школы требование указывать в этих случаях задачи, которые возлагаются на школу, в связи с продлением ее курса против установленной нормы.
С изложенной точки зрения ныне существующие двухклассные начальные училища могут получить двоякую организацию: или это будут начальные училища с присоединенными к ним двумя классами среднего (высшего начального) училища или начальные училища с присоединением дополнительной школы, курс которой преследует какие-либо своеобразные цели общеобразовательного или специального характера. В первом случае окончившие двухлетний курс II класса получают право поступать в III класс среднего училища без испытаний, во втором — при поступлении в этот класс они могут быть подвергнуты дополнительному испытанию.
Предлагаемое временное положение признает за норму раздельное существование школ различных ступеней, однако, идя навстречу местным потребностям, оно допускает совместное устройство под общим управлением двух или трех учебных заведений различных ступеней.
Введение в учебные планы дополнительных предметов, избираемых местными органами школьного управления, в свою очередь осложняет взаимоотношения различных учебных заведений в общей образовательной работе. Несомненно, общность учебной основы, устанавливаемой новым законом для всех типов общеобразовательной школы определенной ступени, облегчает поддержание их взаимной связи. Все же при переходе из школы одного типа в школу другого типа учащийся можег встретиться с учебным материалом, усвоенным в некотором объеме его новыми товарищами, ио незнакомым для него по прежней школе.
В этих случаях установление для переходящих учеников дополнительных испытаний на практике привело бы к разобщению отдельных типов школы и создало бы в некоторых случаях значительные затруднения для лиц, вынужденных по каким-либо причинам расстаться со своей школой и поступить в новую. Оно мешало бы учащимся приискать учебное заведение, наиболее отвечающее по своим учебным планам их индивидуальным склонностям. Поэтому новое законодательство должно усвоить широкий взгляд на такого рода частичные затруднения, возникающие благодаря необходимости сочетать единство школьной системы с некоторым разнообразием школьных учебных галаноз и доверить устранение этих затруднений инициативе учащихся и педагогической чуткости учащих.

Б. Единство организационных принципов

Доныне начальная народная школа оставалась оторванной от школ высшего типа по тем организационным принципам, на которых строилось внутреннее ее устройство, быт учащихся и учащих, служебные права учащих и т. д. Управление начальными училищами с одной стороны, высшими начальными училищами — с другой, и различных типов средними учебными заведениями — в-третьих, строилось на совершенно различных началах. Первые подчинялись одновременно училищным советам, дирекциям и инспекциям народных училищ, вторые помимо училищных советов директорам и инспекторам народных училищ, находясь в общем ведении учебно-окружных управлений и, наконец, третьи — непосредственно учебным округам или учебным отделам и другим сходным органам центральных ведомств.
Внешнее управление школами трех ступеней вновь создаваемой единой общеобразовательной школы строится на общих основаниях. Все они находятся в заведывании органов местного самоуправления, учреждаются, открываются, содержатся и управляются на одинаковых в общем началах. Конечно, общность эта не может быть проведена во всех деталях. Относительная элементарность тех учебных задач, которые ставит себе начальная школа, приводит к некоторым упрощениям ее внутреннего строя. В школах высших ступеней преподавание, по мотивам чисто педагогическим, ведется предметное, а в начальных училищах — классное. Число преподаваемых в начальной школе предметов очень невелико. В связи с этим и число учащих в начальном училище в настоящее время часто понижается до двух или даже до одного. Само по себе это обстоятельство исключает возможность во всех случаях построить внутреннее управление начальными училищами на началах самодеятельности учительской коллегии, а в соответствии с этим изменяются в известной степени и взаимоотношения между школою и управляющим ею извне органом школьной администрации. Но все такого рода отклонения начальной школы от общего пути должны диктоваться действительными особенностями условий, в которых протекает ее деятельность, а не рангом, к которому она причислялась до сих пор в качестве школы народной, где и учащиеся, и учащие причислялись как бы к особому низкому сорту людей. Вот почему положение о единой школе, следуя общим принципам, признает необходимым устройство педагогических советов в начальных училищах, число учащих в которых позволяет говорить о наличности учительской коллегии. Вместе с тем, учитывая малочисленность учительского персонала в подавляющем большинстве начальных училищ и новизну предполагаемой организации, предполагаемое временное положение воздерживается от точного определения функций педагогического совета в начальном училище и довольствуется установлением общей директивы, в согласии с которой местные строители школы должны разработать этот вопрос во всех деталях в соответствии с местными условиями жизни. По тем же причинам порядок осуществления выборного начала в начальных училищах определяется новым законом в более общих чертах, нежели в отношении учебных заведений высших типов. Установление соответственных правил в деталях опять таки относится к компетенции местных органов школьного управления. Исходя из идеи общности организационных принципов, на которых строится единая школа, новое законодательство должно покончить и с теми аномалиями, при наличии которых протекала до сих пор педагогическая работа начальной школы, где три или четыре группы учащихся разного возраста и с различной учебной подготовкой соединялись под названием нескольких отделений одного класса под руководством одного учащего. Устанавливаемый настоящим положением четырехгодичный курс начального училища подразделяется на четыре годичных курса, из которых каждый соответствует особому классу.
В многолюдных школах с достаточным числом учащих, курс этот может быть разделен, как и в школах высшего типа, по полугодиям (с введением семестровой системы).
Организационное единство всех трех ступеней общеобразовательной школы по возможности производится по всем отделам нового положения.
В связи с этим изменяется и школьная терминология, устанавливая в одних случаях тождественные, в других аналогичные наименования для соответственных элементов школьной организации. Так лица, стоящие во главе педагогических коллегий всех трех ступеней единой школы, именуются одинаково заведующими. Три последовательные ступени единой общеобразовательной школы получают соответственные наименования: начальные училища, средние училища и высшие училища.

(Архив Октябрьской революции, 1917 г., дело № 30)




Узнайте про диагностику и лечение хламидиоза

© При использовании материалов гиперссылка обязательна.