Эскорт в Москве только в MOLLY/24

вернуться к списку всех работ


РЕЗОЛЮЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА ПО ВОПРОСАМ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1913 г.


Хрестоматия по истории педагогики, М., 1936 г.
OCR www.biografia.ru



О задачах начальной школы. Начальная школа, содействуя физическому, нравственному, эстетическому и умственному развитию ребенка, должна воспитать в нем человека и подготовить его к разумному и честному воспитанию личной и общественной жизни. Начальная школа, как первая ступень единой общеобразовательной школы, не должна преследовать утилитарных целей. Преподаванию предметов профессионально-технического характера в курсе ее не может быть отведено места. Потребность трудового населения в приобретении через посредство начальной школы знаний, необходимых для жизни, может быть удовлетворяема путем соответственной постановки общеобразовательных предметов; учащиеся должны быть ознакомлены, прежде всего, с такими явлениями человеческой жизни и природы, с которыми чаще всего приходится встречаться. Удовлетворение потребности населения в приобретении профессиональных знаний может быть достигнуто путем достаточного числа специальных училищ и дополнительных классов, соответствующих следующим ступеням школы.
О программах начальной школы. Курс начальной школы, определяемый ныне принятыми официальными программами, заключает в себе весьма скудный образовательный материал. Программы начальной школы должны быть пересмотрены и исправлены. Естествознание, география и история должны быть признаны учебными предметами, имеющими в курсе начальной школы самостоятельное значение, так как каждый из этих предметов заключает в себе особую образовательную ценность; преподавание каждого из них имеет особую задачу и требует особых методических приемов. В учебных планах начальной школы естествознание, география и история должны быть названы собственными именами.
Трудовой принцип в школе. Для осуществления принципа всестороннего, гармонического развития личности секция считает необходимым переустройство системы внутренней организации школы так, чтобы она была основана на широком применении трудового начала в деле воспитания и обучения. При этом секция обращает внимание, что принцип трудового воспитания она понимает, как принцип, составляющий необходимый элемент в системе общего образования личности; она отвергает всякие попытки придать общеобразовательной школе профессиональный или узкоутилитарный характер и рекомендует учителю народной школы, широко вводя трудовой принцип, вместе с тем твердо стоять за сохранение во всей неприкосновенности общеобразовательных основ начальной школы.
Преподавание должно быть основано на конкретном материале, взятом из окружающей жизни и природы, на непосредственном опыте и наблюдении и на активной переработке детьми этого материала. Для этого в школу вводятся экскурсии, природоведение, основанное на самостоятельных наблюдениях и опытах детей, драматизация, самостоятельное чтение и беседы, письменные работы творческого характера (сочинения, дневники, журналы и т. д.). Сама школа и преподавание в ней организуются на принципа свободной дисциплины и самостоятельности детей.
О системе преподавания в начальной школе. Чтобы лучше примениться в преподавании к особенностям детской психологии и вернее достичь выработки у учащихся цельного миросозерцания, а также чтобы лучше подготовить их к самостоятельному чтению книг, — сведения о природе и жизни, сообщаемые в школе, должны быть объединены в одну систему, построенную не только на анализе предмета, но и на анализе психических особенностей детского возраста и, по возможности, связанную с классным и домашним чтением. Соединенное собрание II и V секций признает нецелесобразным распределение в начальной школе естественно-исторического, исторического и географического материала в виде обычно принятых в средней школе особых предметов преподавания, но. считает необходимым, в целях охранения принципа свободы преподавания, предоставить окончательный выбор системы преподавания самому учителю.
Самодеятельность и творчество. 1. Задача всестороннего развития личности ребенка и возможно большей подготовки его к жизни может быть достигнута школой, основанной на началах активности и творчества детей. Принципы инициативы и самодеятельности учащихся, содействующие развитию в них творческих способностей, могут быть проведены в жизнь школы только при условии коренного изменения правового положения учителя, а именно: 1) признания права его участия в выработке программы школы; 2) признания права свободного выбора учебных пособий и руководств, без ограничения этого права действием разрешительных каталогов Ученого комитета; 3) предоставления выбора учителю руководств при приобретении их земствами и городскими управлениями; 4) признания права свободного выбора методов преподавания и воспитания, а также способов внутреннего распорядка школьной жизни, для чего необходимо устранить излишнюю регламентацию школьного дела учебной администрацией и органами городского и земского самоуправления, а также чрезмерное вмешательство в школьную жизнь инспекции и других органов управления начальными училищами.
2. Одной из причин, препятствующих проведению в жизнь принципа детского творчества и активности, является неподготовленность учащих к ведению учебно-воспитательного дела на этих началах. Ввиду этого необходимо: 1) введение в курс учебных заведений, приготовляющих к педагогической деятельности, ряда предметов, дающих необходимую к тому теоретическую и практическую подготовку; 2) устройство экспериментальных школ.
3. Развитию детской самодеятельности, творчества и выявлению талантов может также содействовать устройство сети музеев детского труда на средства земских и городских самоуправлений и других учреждений, ведающих делом народного образования, а также при содействии просветительных общественных учреждений.
О свободном воспитании, и дисциплине. Секция признает школьную дисциплину допустимой лишь в такой мере и в такой постановке, при которых бы не получалось ущерба для развития свободной и самостоятельной личности учащихся. Рациональными и наиболее действительными мерами поддержания такой дисциплины являются благоприятная внешняя обстановка и трудовая, захватывающая учеников внутренняя атмосфера школы. Секция решительно осуждает применение телесных и других унижающих личность учащихся наказаний как для поддержания дисциплины, так и во всех других случаях школьной жизни и призывает товарищей-учителей признать пользование этими наказаниями унизительным для профессии учителя и подлежащим совершенному устранению из педагогической практики.
Об общих требованиях к народному учителю. Принимая во внимание: 1) что учитель народной школы призван руководить всесторонним развитием подрастающего поколения; 2) что низкий культурный уровень среды, в которой живут учащиеся начальной школы, мало содействует работе учителя; 3) что вследствие этого учитель необходимо обязан расширить рамки своей деятельности за стены школы и содействовать поднятию культурного уровня окружающей среды, — секция находит, что учителю, для правильного исполнения его задач, необходимо: 1) обладать общим образованием не ниже среднего, но более глубоким; 2) обладать серьезным специальным педагогическим образованием и 3) непрерывно работать над пополнением и углублением своих знаний. Секция находит, что образовательный уровень учащих в народных школах не удовлетворяет вышеизложенным требованиям, что подтверждается и статистическими данными, а главным образом — неудовлетворительной постановкой всего дела начального образования.

(Съезды по народному образованию, 1915 г.)



анонимная консультация врача      © При использовании материалов гиперссылка обязательна.