Эскорт в Москве только в MOLLY/24

вернуться к списку всех работ


ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫСШИХ НАЧАЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ (25 июня 1912 г.)


Хрестоматия по истории педагогики, М., 1936 г.
OCR www.biografia.ru



Глава I

Общие основания


1. Высшие начальные училища имеют целью дать учащимся в них законченное начальное образование.
2. Высшие начальные училища учреждаются и содержатся: 1) правительством и 2) земскими, городскими и другими учреждениями общественного управления, сословиями, обществами, торгово-промышленными товариществами, различными установлениями и заведениями и частными лицами.
3. Высшие начальные училища, содержимые на средства казны или с пособием от нее, открываются по распоряжению министра народного просвещения, а остальные — с разрешения попечителя учебного округа.
Примечание. О разрешении открыть высшее начальное училище или об отказе в таком разрешении попечитель учебного округа извещает, в трехмесячный со дня получения заявления срок, учреждение или лицо, ходатайствующее об открытии такого училища, причем, если об открытии училища ходатайствует учреждение, то ему сообщаются причины, послужившие основанием к отказу в открытии училища.
4. Высшие начальные училища состоят в ведении попечителей учебных округов, в ближайшем заведывании директоров народных училищ или заменяющих их должностных лиц и под непосредственным наблюдением инспекторов народных училищ.
5. Высшие начальные училища могут быть мужские, женские и, по желанию учредителей, смешанные (для совместного обучения детей мужского и женского пола).
6. В высших начальных училищах полагается четыре класса с годичным курсом в каждом.
7. При высших начальных училищах состоят: 1) должностные лица: заведывающий (инспектор) или заведывающая училищем, законоучитель и учителя или учительницы; 2) советы: попечительный (ст. 30 и 31) и педагогический (ст. 38) и 3) почетные попечители и почетные попечительницы (ст. 43).

Глава

II Учебная часть


8. В высших начальных училищах преподаются: 1) закон божий, 2) русский язык и русская словесность, 3) арифметика и начала алгебры, 4) геометрия, 5) география, 6) история России с необходимыми сведениями из всеобщей истории, 7) естествоведение и физика, 8) рисование и черчение, 9) пение и 10) физические упражнения. Для учениц сверх сего преподается рукоделие.
Примечание 1. В высших начальных училищах преподается закон божий детям православного исповедания, а также закон божий того инославного исповедания или то иноверное вероучение, к коему принадлежит не менее половины учащихся. Преподавание закона божия детям инославного исповедания или иноверного вероучения в случае, если детей сего исповедания или вероучения менее половины всех учащихся, производится по изыскании на то средств.
Примечание 2. При преподавании русского языка должны быть сообщаемы элементарные сведения по церковно-славянскому языку в объеме, необходимом для изучения русского языка.
9. В высших начальных училищах преподавание производится на русском языке.
Примечание. Закон божий инославных исповеданий и иноверных вероучений, а также местный язык учащихся (природный их язык), преподаются на сем. последнем языке, но детям русским (великороссам, малороссам и белорусеам) инославных исповеданий и иноверных вероучений закон божий или вероучение преподается на русском языке.
10. Объем преподавания предметов учебного курса, таблицы числа недельных уроков и правила приемных, переводных и выпускных испытаний устанавливаются министром народного просвещения, а продолжительность зимних и летних вакаций — попечителем учебного округа.
11. Сверх предметов, поименованных в ст. 8, в курс высших начальных училищ, с согласия попечителя учебного округа, могут быть вводимы, в качестве необязательных предметов, иностранные и местные (природные для учащихся) языки и другие дополнительные предметы, а равно занятия по ручному труду, ремеслам и различным отраслям сельского хозяйства.
Примечание 1. По желанию содержателей высших начальных училищ и с разрешения министра народного просвещения обучение новым иностранным языкам и местному языку (природному языку учащихся), а также занятия по ручному труду, ремеслам и различным отраслям сельского хозяйства, могут быть вводимы и как обязательные предметы, с тем, однако, чтобы вследствие сего не были сокращаемы учебные курсы предметов, означенных в ст. 8.
Примечание 2. Действовавшие до обнародования настоящего закона постановления о преподавании местных языков в городских, по положению 1872 г., училищах сохраняются в силе.
12. При высших начальных училищах могут быть открываемы дополнительные классы или курсы (педагогические, почтово-телеграфные, бухгалтерские, строительные, электротехнические, сельскохозяйственные, ремесленные и пр.) в том же порядке, какой установлен для открытия училищ (ст. 3), причем по вопросам об открытии сельскохозяйственных классов или курсов учебное начальство входит в сношение с ведомством землеустройства и земледелия.
13. При высших начальных училищах, по желанию содержателей, могут быть устраиваемы, с разрешения попечителя учебного округа, воскресные и вечерние курсы для взрослых, в которых преподают учителя этих училищ за особое вознаграждение из местных средств.
14. Каждое высшее начальное училище должно иметь библиотеку, физический кабинет и достаточное собрание пособий по всем учебным предметам курса.

Глава III

Об учащихся


15. В высшие начальные училища принимаются дети всех сословий, без различия вероисповеданий и вероучений.
16. В I класс принимаются дети в возрасте от 10 до 13 лет, прошедшие курс не ниже одноклассного начального училища министерства народного просвещения или соответствующих по своим программам сему курсу школ других ведомств или выдержавшие соответствующие этому курсу вступительные испытания. В последующие классы принимаются дети, имеющие соответственные классу возраст и познания.
Примечание 1. Педагогическому совету, с разрешения директора народных училищ, предоставляется принимать в I класс детей с отступлениями, в отдельных случаях, от установленного для сего в настоящей (16) статье возраста не более, однако, как на один год.
Примечание 2. В тех случаях, когда число поступающих в высшие начальные училища превышает число имеющихся в них вакансий, педагогическому, совету предоставляется устанавливать состязательные испытания для приема.
Примечание 3. Дети, поступающие в высшие начальные училища, по окончании курса в тех из указанных в сей (16) статье училищ и школ, в коих преподавание производилось не все время на русском языке, подвергаются при поступлении в высшие начальные училища поверочному испытанию по русскому языку и арифметике.
17. Прием учащихся бывает один раз в год, в начале каждого учебного года, а по соответствующем испытании и в течение всего учебного года.
18. Состав класса определяется приблизительно в 50 учащихся, причем принимаются во внимание также и условия помещения, которое должно отвечать гигиеническим требованиям; при большем числе учащихся может быть открываемо параллельное отделение на местные средства, с пособием от казны в случаях их недостаточности.
19. В случае необходимости, высшие начальные училища могут быть открываемы и в двойном составе классов.
20. Плата за обучение в высших начальных училищах и размер ее устанавливаются в училищах, содержимых на средства казны, — попечителем учебного округа, по представлению подлежащего попечительного совета; в училищах, содержимых при пособии от казны,— попечителем учебного округа по соглашению с содержателями, а в остальных училищах — их содержателями. По желанию содержателей, обучение в высших начальных училищах может быть бесплатным. В тех высших начальных училищах, в коих назначена плата за обучение, недостаточные учащиеся могут быть освобождаемы от нее в порядке, указанном в п. 7 ст. 34.
Примечание. Плата за обучение, поступающие пожертвования и другие доходы составляют специальные средства училищ и расходуются на нужды последних, а равно на пособия учащимся и лицам, служащим и служившим при сих училищах, и семействам их.
21—29. О должностных лицах.
30—37. О попечительном совете.
38—42. О педагогическом совете.
43—45. О почетном попечителе училища.

Глава VIII

О правах и преимуществах училищ


48. Окончившие полный курс учения в высшем начальном училище получают аттестаты за подписью эаведывающего (инспектора) или заведывающей училищем и членов педагогического совета, с приложением печати училища.
49. Ученики, успешно прошедшие курс I или II класса высших начальных училищ, могут поступать соответственно во II или III класс средних общеобразовательных учебных заведений министерства народного просвещения, по выдержании испытания по иностранным и древним языкам, составляющим предмет обязательного преподавания в том учебном заведении, в которое они переходят.
50. Ученицы, успешно прошедшие курс I, II или III класса высших начальных училищ, могут поступать соответственно во II, III или IV класс общеобразовательных средних учебных заведений, а окончившие училище — в V класс сих учебных заведений, по выдержании, в том и другом случае, испытания по иностранным и древним языкам, составляющим предмет обязательного преподавания в том учебном заведении, в которое они переходят.
§ 51. (О льготах по воинской повинности.)
52. Правами, указанными в ст. 50 и 51, пользуются также и посторонние лица, выдержавшие испытание в знании полного курса высшего начального училища и получившие в том свидетельства.

(«Журнал министерства народного просвещения», 1912 г., № 9)



© При использовании материалов гиперссылка обязательна.