Эскорт в Москве только в MOLLY/24

вернуться к списку всех работ


ЗАДАЧИ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА КАВКАЗЕ


Хрестоматия по истории педагогики, М., 1936 г.
OCR www.biografia.ru



(Из отчета попечителя Кавказского уч. округа за 1895 г.)

Число учащихся в учебных заведениях округа было к началу текущего года 99 116, а вместе сучащимися в так называемых церковно-армянских училищах, мусульманских и еврейских и, кроме того, в училищах, не подчиненных округу — 178 442.
Сравнивая оба эти числа с численностью всего населения Кавказа, получим 119 учащихся на 10 000 всего населения, или 1,19 % в первом случае, и 212, или 2,12 % — во втором. Армянские школы, а также мусульманские и еврейские, почти все ничтожны в педагогическом отношении и потому не приводили, за немногими исключениями, к цели, к которой должна стремиться школа, т. е. к нравственному и материальному развитию населения и упрочению связи его с государством; поэтому даже низкий процент 2,12 не выражает собою действительного стремления населения к правильному образованию.
В Североамериканских соединенных штатах число учащихся доходит до 20 % населения и даже в некоторых штатах превышает это число. Значит, состояние нашего образования на Кавказе ниже американского почти в 12 раз. Даже Япония (в которой число учащихся составляет 8 % населения) и Египет (3%) стоят выше Кавказа по части образования (см. «Народное образование в Соединенных штатах Северной Америки» Евграфа Ковалевского).
Правильное образование, как общее, так и профессиональное, соответствующее местным потребностям, имеет могущественное влияние на нравственное развитие и смягчение нравов населения: в этом вряд ли можно сомневаться, и лучшим подтверждением здесь, на Кавказе, этой, повидимому, очевидной истины служат жизнь и различная степень материального благосостояния, с одной стороны, населения Кубанской области, а с другой — губерний Бакинской, Елисаветпольской и Эриванской, а также областей Дагестанской и Карской. Население первой по образованию и материальному благосостоянию стоит впереди всех губерний Кавказа, а вторые, в том и другом отношениях, занимают последнее место. В соответствии с таким состоянием населения среди кубанцев редко обнаруживаются грабежи и разбои, тогда как в последних губерниях и областях они составляют заурядное явление.
До последнего времени образование у нас, особенно на Кавказе, было только терпимо, даже со стороны некоторых правительственных учреждений: оно не считалось необходимостью как средством для объединения здешних племен между собою и с целым государством. Но теперь наступает новая эра (1) для него, эра просвещения, благодаря светлым взглядам на его необходимость нашего государя императора Николая II, которые, нужно надеяться, рассеют мрачный взгляд противников оного. На всеподданнейших отчетах гг. губернаторов губерний Эриванской, Ставропольской, Елисаветпольской, Бакинской и Тифлисской последовали высочайшие е. и. в. отметки, выражающие сочувствие его к правильной постановке образования вообще и в частности образования женского и профессионального здесь, на Кавказе. На мнении бывшего эриванского губернатора Фрезе о том, что средством для распространения русского образования в губернии должно служить умножение числа русских школ путем установления для этого особого школьного налога, последовала высочайшая е. и. в. отметка: «Совершенно верно». А на всеподданнейшем отчете кутаисского губернатора о том, что, ввиду переполненности учащимися средних учебных заведений, в которых большинство учащихся проходят лишь низшие классы, в последние годы обращалось внимание на распространение сельскохозяйственного и ремесленного образования, что имеет для всего населения важное значение, — положена государем отметка: «Совершенно правильно». Приведенные высочайшие отметки будут оказывать и уже оказывают влияние на развитие образования на Кавказе соответственно потребностям населения. Уже и теперь многие общества, при горячем содействии некоторых административных властей, составляют приговоры, касающиеся открытия школ общеобразовательных и профессиональных в разных местностях Северного Кавказа и Закавказья. Особенно значительное число таких приговоров составлено, а некоторые из них уже и приведены в исполнение, по случаю священного коронования их величеств.
На правильное развитие просвещения в России, а следовательно и на Кавказе, должен будет иметь могущественное влияние и высочайший указ, данный правительствующему сенату 15 июля сего года, которым требуется, чтобы все начальствующие лица всех ведомств направляли свои действия и распоряжения к единению и имели неослабное наблюдение, дабы подчиненные им учреждения и лица, не допуская между собою соперничества, неуклонно отзывали друг другу содействие для пользы службы.
До сих пор не было и не могло быть единства и связи в образовательных средствах разных ведомств, что так необходимо вообще и особенно при конгломерате разнообразных племен на Кавказе, племен не всегда миролюбиво относящихся друг к другу и к нам, русским, в отдельности. С установлением же образовательных мер сообразно разнообразным потребностям, городским и сельским, по известному целесообразному плану и под надлежащим наблюдением и направлением лиц, подготовленных к управлению училищами, и эти последние получат надлежащее развитие, соответственно потребностям населения. При существовании единства и связи в образовании, исчезнет и тот антагонизм, который иногда проявляется между лица-
-------------------------------------
1. Попечитель игнорирует то обстоятельство, что разговоры о „новой эре" якобы наступившей с началом царствования Николая II, царь в 1894 г. сам назвал "бессмысленными мечтаниями". — Н. Ж.
-------------------------------------
ми разных учреждений, заведывающими училищами, как, например, между лицами, заведывающими школами ведомства народного просвещения и так называемыми церковными.
Наши общества кавказские, не только сельские, но даже и некоторые городские, говоря вообще, еще далеко не находятся на надлежащей высоте духовного развития. Вследствие этого и некоторые права, которыми они пользуются и которые заимствованы из других, более цивилизованных стран, без соображения с их развитием, не приносят им желательной пользы. Вот почему и самоуправление, дарованное некоторым городским обществам, иногда обращается в самоуправство. Отсутствием связи между действиями таких обществ и дарованными им правами можно объяснить и то равнодушие, с которым некоторые из них относятся к отказу разными учебными заведениями (число которых вообще не соответствует потребности и количеству населения) в приеме детей в те или другие училища за недостатком мест в классах и не принимают мер к учреждению новых заведений. А некоторые городские думы даже не приводят в исполнение своих постановлений, касающихся расширения и упорядочения школьных помещений; упорядочения, необходимого для поддержания и развития телесного здоровья их же детей. Из сего следует, что и права разных наших разнообразных обществ и учреждений только тогда будут целесообразны, когда будут находиться в тесной связи с их умственным и нравственным развитием.
В былое время, когда почти все нации были погружены в мрак невежества, многочисленное войско считалось единственным оплотом государства как от внешних, так и от внутренних врагов; тогда возможны были успехи Тамерлана, разных татарских орд, падение римских империй и даже в недавнее время успех Наполеона I, который был проникнут убеждением, что для успеха войны нужна одна значительная физическая сила в виде многочисленного войска, а для сей последней нужны, как он утверждал, деньги, деньги и деньги.
Теперь же войско, без поддержки умственного и нравственного развития со стороны господствующей нации, а также без такого же развития самого войска, не может иметь надлежащего успеха не только в войне с другими народами, но даже и в продолжительном сохранении внутреннего порядка. Вот почему теперь военная сила может быть признана действительно силою только тогда, когда она будет в связи с духовною, т. е. когда она будет проникнута как умственным, так и нравственным развитием. Вот почему и бывший наш замечательный военный министр Д. А. Милютин, по мысли которого действует и нынешнее министерство, совершенно верно понимал свою задачу, когда заботился постоянно об умственном и нравственном образовании русского солдата, стараясь восполнить те пробелы его, с которыми он поступал в военную службу, и старался дополнить в нем то, что должно было ему дать, но не дало общество. Теперь, выражаясь словами Наполеона, нужны деньги, деньги и деньги, но только не для одной военной силы, но и для правильного образования как в армии, так и около нее.



© При использовании материалов гиперссылка обязательна.