Эскорт в Москве только в MOLLY/24

вернуться к списку всех работ


ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРАВИЛАМ ДЛЯ УЧЕНИКОВ И К ПРАВИЛАМ О ВЗЫСКАНИЯХ


Хрестоматия по истории педагогики, М., 1936 г.
OCR Biografia.Ru


Для достижения воспитательных своих целей гимназии и прогимназии располагают многочисленными и разнообразными способами действия на учащихся, во-первых, положительными и, во-вторых, отрицательными или взысканиями. Наибольшая сила принадлежит, разумеется, положительным способам действия, и одновременно с установлением правил о взысканиях признается неизлишним обратить особенное внимание педагогического сословия на эти положительные способы действия на учащихся.
1. Наибольшее воспитательное действие на учеников всегда оказывает самая личность их наставников. Наставник не может не внушить к себе доверия и уважения, а также уважения и любви к своему предмету, если сам он вполне добросовестно исполняет все свои обязанности, если он относится к своему делу и своему предмету с любовью и воодушевлением, а к ученикам — с истинным доброжелательством, кротостью и терпением, но вместе и с надлежащей справедливостью и твердостью. Он должен служить своим ученикам примером уважения к закону, величайшей точности, отчетливости, основательности и рвения в исполнении свэего долга, почтительности к старшим, дружелюбия и уважения к товарищам. Если от учеников требуется добросовестное приготовление к урокам, то тем серьезнее и основательнее должно быть приготовление преподавателя к каждому уроку и внимательное обдумывание, как вести каждый урок и как извлечь из него наибольшую пользу для учеников. Если ученикам строжайше воспрещается беспричинное пропускание уроков или опаздывание на них, то тем строже должны быть к себе в этом отношении преподаватели. Если ученикам воспрещается всякое постороннее занятие в классе, хотя бы и приготовление к следующим урокам, и точно так же всякая напрасная трата времени, то тем менее может быть все это терпимо в преподавателе, который всякую минуту вверенного ему классного учебного времени должен употреблять с возможно большей пользой для своих учеников. Пример самих наставников — вот первая и наибольшая сила, которой располагают гимназии для всестороннего разрешения своей высокой воспитательной задачи.
2. Самое преподавание должно вполне соответствовать этой задаче. Оно должно не только сообщать познания и уменья, но и воспитывать ум, развивать эстетический вкус, облагораживать чувства, направлять волю к добру и правде, наполнять душу высокими стремлениями. Иначе это было бы не учение, не образование, а простая, более или менее механическая, выучка. Особенно некоторые предметы гимназического курса, в руках сведующих и умелых наставников, могут иметь такое всестороннее воспитательное значение, и прежде всех других — закон божий, чтение авторов как отечественных, так и иностранных, новых, и в особенности древних, история, — и этими воспитательными их элементами надлежит пользоваться, для всестороннего правильного развития учеников, положив в основу его точное знание положительных, фактических данных, но и всем прочим предметам свойственно более или менее обширное воспитательное значение.
3. Самый способ преподавания оказывает благотворное воспитательное действие, если он, соответствуя силам и предварительной подготовке учеников, всех их держит в надлежащем напряжении, возбуждая умственную деятельность всех их и вовлекая весь класс в общую умственную работу. Такое преподавание естественно развивает одну из существенных добродетелей ученика — внимательность и охоту к учению, к умственному, труду, устраняя и умственную праздность, и лень, и наклонность к шалостям и к рассеянности. Поэтому каждый учитель обязан особенно заботиться о том, чтобы развить в себе уменье заниматься постоянно с целым классом, а не с отдельными его учениками.
Такое обучение всего класса разам отнюдь не исключает полнейшего внимания преподавателя к каждому ученику в отдельности, и всякая попытка кого-либо из учеников или уклониться от участия в общей умственной работе, или развлечься каким-либо посторонним делом или шалостью, или нарушить каким-либо образом классную дисциплину (разговором, подсказыванием, ответом без спроса учителя, неуместными замечаниями или дурным сиденьем), должна быть тотчас же остановлена, так чтобы ученики знали, что каждый из них находится под постоянным и неослабным наблюдением преподавателя, что особенно важно в младших классах, но не всегда излишне и в средних и даже старших.
Такое постоянное, строгое и неослабное внимание каждого из преподавателей к соблюдению учениками всех, даже и малейших, требований классной дисциплины не может не подействовать благотворно на учеников во многих отношениях. Ученики должны быть приучены еще в младших классах к надлежащей внешней выправке, к тому, чтобы сидеть прямо, хотя и свободно, прислонясь к спинке скамьи или к другой скамье, но отнюдь не разваливаясь и не облокачиваясь, и наставники обязаны преодолеть в них эту наклонность к физической, так сказать, лени и неге и развить в них с самого начала эту низшую степень самообладания, а вместе с тем и чувство приличия. Впрочем, в приготовительном и 1 классе, буде преподаватель заметит, что дети утомились продолжительным сиденьем, он может прервать на самое короткое время (не более трех минут) занятия и заставить их по нескольку раз встать и сесть или делать гимнастические движения руками и ногами, но без всякого шума и беспорядка.
Дальнейшая задача в том же направлении относится к обузданию столь свойственной детскому возрасту болтливости, которая не должна быть терпима ни в каком из ее видов в учебное классное время. Немаловажной задачей является и приучение детей сидеть смирно и спокойно, не производя ни малейшего шума, внимательно слушать и терпеливо ждать обращения к себе учителя, отнюдь не отвечая самовольно, без спроса и, еще менее, подсказывая спрошенному. Это — своего рода дисциплина, важная и для поддержания внешнего порядка и для развития в детях самообладания.
4. Развитие в учениках прилежания, т. е. постоянного стремления сколь можно лучше и тщательнее, со всевозможным старанием, приготовлять все свои уроки и точно так же делать все письменные свои работы, должно быть предметом постоянной и дружной заботливости всех преподавателей: это залог не только успехов ученика в школе, но и добросовестного отношения его ко всякому делу, которое будет ему вверено впоследствии, по окончании полного его образования. Поэтому никто из преподавателей не должен довольствоваться письменными работами, сделанными наскоро, кое-как, переписанными небрежно или спешным и плохим приготовлением заданных уроков, а для этого необходимо прежде всего ограничивать задаваемые ученикам устные уроки и письменные работы такими размерами, чтобы вполне отчетливое приготовление их было под силу ученикам и средних способностей, и еще необходимее, чтобы письменные работы были непременно проверяемы преподавателями и затем тщательно исправляемы самими учениками на основании данных им указаний.
5. Строго поддерживая общее внимание учеников класса и классную дисциплину и строго требуя исполнения учениками всех их обязанностей, преподаватели отнюдь не должны ни отнимать времени у своего преподавания продолжительными увещаниями, замечаниями или выговорами и вообще дисциплинарными мерами, ни впадать в ворчливый тон и поддаваться дурному расположению духа, что может привести весь класс в уныние, помешать успешности преподавания, а вместе с тем и заронить семя отвращения к предмету и даже вообще к умственному груду; но совместная работа преподавателя с целым классом должна быть ведена непрерывно, в бодром и оживленном настроении духа с обеих сторон.
6. Как ни желательно возможно большее сосредоточение преподавания в каждом классе в руках одного или очень немногих преподавателей как в видах большей, успешности преподавания, так и в видах возможно большего влияния одной вполне достойной личности на нравственное развитие учащихся, но в наших гимназиях, при нынешних обстоятельствах, это еще менее возможно, нежели в иностранных. Тем большее значение приобретают у нас личные качества начальника учебного заведения, директора гимназии и его ближайшего помощника — инспектора и инспектора прогимназии, и тем осмотрительнее во всех отношениях должен быть выбор этих лиц, ибо от них главнейше зависит внести возможно большее единство в учебную и воспитательную деятельность мвогичислгнных преподавателей наших гимназий и достигнуть возможно большего соглашения между ними относительно как общих начал и приемов воспитания и обучения, так и относительно обращения преподавателей с учениками. Без такого же согласия и единства действий всей учебно-воспитательной коллегии решительно невозможно достижение высоких воспитательных целей учебного заведения, и потому начальникам учебных заведений необходимо всячески заботиться о водворении и поддержании такого согласия и единства духа между всеми преподавателями. Одинаковая требовательность во всех отношениях со стороны всех преподавателей всегда действует благотворно на учеников, убеждая их, что они подлежат не чьему-либо личному произволу, а высшему нравственному закону и порядку, которому должны безусловно подчиняться.
7. Хотя в деле воспитания и обучения чисто нравственные влияния и побуждения должны решительно преобладать над всеми другими, однако же опыт убеждает в невозможности обходиться и без внешних поощрений, равно как и без взысканий. Как только наставники пользуются полным уважением и доверием своих учеников, то сии последние не могут не дорожить их ободрением и похвалой, если только все эти заявления удовольствия или надежды со стороны преподавателя, классного наставника, инспектора или директора и, наконец, всего педагогического совета или его комиссии делаются со строгой разборчивостью и с предосторожностью, как бы не захвалить кого-либо из учеников и не развить в них суетного желания похвал и вообще тщеславия; поэтому всякое одобрение и похвала (в вышеозначенной градации) и вообще всякая внешняя награда должны быть направлены так, чтобы ими возбуждалось сознание, что лучшей наградой всегда служит собственное внутреннее чувство хорошо исполненного долга, и чтобы в них заключалось побуждение к дальнейшим успехам в учении и в самоусовершенствовании.
Дальнейшей мерой поощрения может служить распределение учеников на разряды по их успехам в учении, по их вниманию и прилежанию и по их поведению.
Основанием для такого распределения учеников на разряды могут служить как срочные ведомости, установленные § 6 правил об испытаниях, так и особая подобная же ведомость, составляемая тем же порядком к 1 октября каждого года, причем все эти ведомости должны быть дополнены наблюдениями классных наставников, преподавателей и воспитателей за каждую из указанных частей года. К концу каждой из этих частей года отдельные ведомости и сведения об учениках каждого класса обсуждаются в комиссии преподавателей каждого класса под председательством директора или инспектора или под руководством классного наставника, причем обращается особенное внимание на нравственное состояние как целого класса, так и отдельных его учеников; отметки преподавателей за успехи учеников в каждом предмете переносятся прямо в общий список учеников класса, из отдельных же отметок преподавателей за поведение, за прилежание и за внимание делается общий средний вывод по каждому из этих обозначений в отдельности, и этот средний вывод вносится в список, и если при этом выводе получится дробь, то она принимается за целую единицу: относительно поведения — не иначе как по предложению классного наставника, а относительно внимания и прилежания — в том случае, если дробь более половины и притом средний вывод из отметок, выставленных преподавателями древних языков и математики, не менее благоприятен, чем по всем другим предметам. Имена воспитанников в означенном списке располагаюгся в том порядке, в каком они следуют друг за другом по успехам в ученье, по поведению, вниманию и прилежанию, причем к первому разряду учеников относятся имеющие не менее 5 за поведение и 5 за прилежание или же за внимание, не менее 4 в каждом предмете и не менее 4 1/2 или 4 1/2 в среднем выводе из отметок по древним языкам и математике, а ко второму разряду относятся ученики, имеющие не менее 4 за поведение, 4 за прилежание или внимание и не менее 3 за успехи в каждом предмете, при среднем выводе не менее 3 1/2 или 3 1/2 по вышеуказанным главным предметам; имена же остальных всех учеников, не заслуживающих одного из вышеуказанных отличий, располагаются в порядке по их успехам, без отнесения к какому-либо разряду, причем всем ученикам вообще, независимо от отнесения их к различным разрядам, ведется одна общая нумерация. Список этот предъявляется ученикам самим директором гимназии или инспектором прогимназии, которые при этом делают надлежащие замечания, а затем он вывешивается на классной стене до конца новой отчетной части года, но действительной пересадки учеников на основании этих списков не бывает, места же ученикам назначаются вообще постоянные, причем близорукие сажаются ближе к классной доске, склонные к разговорам, к шалостям или вообще к рассеянности — ближе к учителю, и только на основании этих и других подобных же педагогических соображений могут быть пересаживаемы ученики в течение учебного года.
Выписка о каждом ученике из этих списков со всеми в них отметками и, в случае надобности, с особыми замечаниями классной комиссии или классного наставника сообщается каждый раз вслед затем родителям или родственникам каждого ученика, независимо от сообщения родителям отметок учеников за каждую неделю. Сверх того сообщения родителям делаются во всех случаях, когда немедленное участие их признается необходимым Для исправления нерадивых учеников, как то отчасти указано в правилах о взысканиях.
Ученики, которые в продолжение двух отчетных частей года, согласно с предыдущим, принадлежали к первому разряду, записываются на классную золотую доску, о чем сообщается как родителям, так и ученикам всей гимназии или прогимназии. Ученики, остававшиеся в первом разряде в продолжение целого учебного года и оправдавшие аттестации своих преподавателей на установленных испытаниях в конце учебного года, а также оказавшиеся вполне исправными в исполнении работ, заданных на вакационное время, и удержавшиеся в первом разряде к 1 октября нового учебного года, записываются на временную золотую дооку всего заведения, выставляемую на видном месте или в приемной комнате или в актовом зале, о чем также сообщается и родителям и всем ученикам и печатается в годичных отчетах по гимназии или прогимназии. Кто из записанных на золотую доску своего класса в течение следующих двух отчетных частей года, а из записанных на золотую доску целого заведения в течение следующих трех частей года окажется ниже определенных выше сего условий или вообще совершит поступок, несовместный с честью учебного заведения, тот, по определению педагогического совета, стирается с золотой доски.
Наконец, высшим отличием в этом роде служит занесение имени ученика на постоянную золотую доску учебного заведения навсегда. Этой чести могут быть удостаиваемы только ученики, окончившие полный курс гимназии с золотой медалью и притом во время пребывания своего в VI и VII классах не совершившие никакого поступка, несовместного с честью учебного заведения, отличающиеся вообще твердостью своих нравственных правил и подающие большие надежды относительно дальнейших своих успехов в науках.
Преимущества учеников, записанных на золотую доску или отнесенных к первому разряду, заключаются в том, что из них преимущественно избираются дежурные в каждом классе (см. в правилах для учеников § 43—46); из числа тех из них, которые, состоя в высших классах гимназий (VI и преимущественно VII), живут на общих ученических квартирах, назначаются дежурные этих квартир, с освобождением от платы за свое содержание или с уменьшением оной, и, наконец, при освобождении от платы за учение, при назначении стипендий и пособий прежде всего принимаются в расчет недостаточные из числа записанных на золотую доску целого заведения, потом на золотую доску своего класса и, наконец, из учеников первого разряда по классному списку.
Впрочем, средним учебным заведениям вменяется в обязанность лишь составление вышеуказанным порядком классных списков ученикам и сообщение из них возможно более подробных сведений родителям, а также введение в каждой гимназии одной постоянной золотой доски для занесения на нее имен окончивших полный курс с золотой медалью; введение же классных и других золотых досок, а равно и вывешивание в классе списка учеников с разделением их на разряды, предоставляется усмотрению самих педагогических советов.
Так как назначение пособий и стипендий принадлежит к числу важных поощрительных мер для недостаточных учеников, то желательно, чтобы на этот предмет была отделяема ежегодно достаточная сумма из суммы сбора за учение по каждой гимназии и прогимназии.
Точно так же при выдаче ученикам старших классов свидетельств на право давать частные уроки надлежит ограничиваться учениками лишь двух первых разрядов по списку, особенно же рекомендовать для этих частных занятий записанных на золотую доску заведения, потом своего класса и, наконец, вообще учеников первого разряда.
8. В учебном заведении, не только закрытом, как пансионы при гимназиях и прогимназиях, но и для приходящих учеников, весьма важное значение в воспитательном отношении принадлежит не одному только непосредственному влиянию наставников юношества, но и влиянию товарищей учеников. Всякая школа, даже и для приходящих, и каждый класс ее в отдельности представляют своего рода малое общество, члены которого связаны притом одинаковостью своих занятий, поставлены в беспрерывные отношения между собой, подлежат одним и тем же правилам и власти одних и тех же начальников и наставников. Принадлежа к различным семействам и даже различным слоям общества, с которыми они находятся притом в беспрерывном общении, приходящие ученики гимназий и прогимназий приносят с собой в учебные заведения хорошие и дурные стремления и наклонности, хорошие и дурные нравы, обычаи, привычки, воззрения и т. д., и задача гимназий заключается в том, чтобы всех равно просветить, облагородить, сделать благовоспитанными, нравственными, образованными юношами, препятствуя на всех путях дурным влияниям и по возможности искореняя их и, напротив, усиливая добрые влияния учеников друг на друга. Заботливый и внимательный воспитатель или классный наставник должен составить себе точное и верное понятие о каждом из своих учеников и о взаимных их отношениях между собою, и одна из главных забот его должна быть о том, чтобы сколь можно более ограничивать и уничтожать влияние учеников с дурными привычками и наклонностями и, напротив, сколь можно более усиливать влияние хороших во всех отношениях учеников. Только таким образом удастся ему водворить хороший дух в своем классе, так, чтобы и сами ученики противодействовали всяким худым поползновениям и худым поступкам своих товарищей. В этом отношении весьма важно развить в учениках то, чтоб они дорожили честью своего класса и, еще более, честью своего заведения и не дозволяли ни себе, ни своим товарищам никаких поступков, несовместных с честью своего класса или своего заведения. Развитию чувства чести своего класса может отчасти содействовать и записывание имен учеников на золотые доски класса и потом целого заведения, и в этих же видах было бы полезно разъяснить ученикам, в случае совершения кем-либо из них дурного поступка, весь нравственный вред, проистекающий от сего для доброй славы как их самих, так и всего учебного заведения.
Для поддержания влияния лучших учеников весьма важно строжайше преследовать всякое злоупотребление физической силой (что необходимо и в видах устранения беспорядков и для охранения физического здоровья учеников), тем более, что лучшие далеко не всегда бывают и сильнейшими и почти всегда бывают наименее склонны прибегать к силе.
9. Заботливые о вверенных их попечению учениках наставники не ограничат своего на них влияния пределами лишь классного учебного времени, но будут руководить их на пути истины, добра и правды и в свободное от классных занятий время теми способами и средствами, которые каждому из них наиболее сподручны по его официальному положению, по его специальности, по особым его талантам и дарованиям. Так, классным наставникам особенно свойственно быть руководителями учеников своего класса на всех путях их жизни, входить в их положение, их нужды, помогать им и делом и словом и при этом не забывать главного — воспитывать в них чувства добра и правды, вкоренять в них твердые нравственные начала, укреплять их волю, улучшать их характер. Затем другие преподаватели, искренно желающие добра своим ученикам, без сомнения, охотно возьмут на себя обязанности воспитателей при пансионах гимназий, — не ради тех небольших внешних выгод, которые приносит эта должность, но потому, что она дает возможность вполне вникнуть в быт учеников, следить на каждом шагу за нравственным их развитием и могущественно содействовать оному в истинно добром направлении. Тех из преподавателей, которые приняли на себя должность воспитателей пансионов, должно особенно иметь в виду и доводить о них до сведения г. министра в представлениях о распределении занятий между преподавателями.
Преподаватели русского языка и словесности особенно могут руководствовать своих учеников в выборе чтения в свободное от занятий время; для проверки же того, что ими прочитано и как прочитанное понято, и надлежащих, со стороны преподавателей, объяснений, могут быть устраиваемы для старших классов литературные беседы в праздничные и воскресные дни или в зимнее и весеннее вакационное время. Этими литературными беседами было бы полезно воспользоваться и для приучения учеников к свободному, плавному и последовательному устному изложению на заранее приготовленную тему. Подобные же беседы могут быть устанавливаемы для чтения переводов с древних языков, для публичных отчетов в прочитанном из древних классиков, для декламации выученных стихов из древних поэтов и т. д.
Приготовленные кем-либо для этих бесед письменные работы должны быть предварительно сообщаемы кому-либо из желающих учеников того же класса для проверки и замечаний с его стороны.
Законоучителям могло бы принадлежать особенно сильное и влиятельное религиозно-нравственное руководство учащихся вообще во всякое время и в особенности во время говения их.
Преподаватели истории, географии, естественной истории или физики и древних языков, одни ли или в сообществе с своими сотоварищами, могут устраивать с своими учениками в свободное от учения время (в воскресные, праздничные или вакационные дни), по плану, предварительно одобренному педагогическим советом, и с согласия директора и родителей учеников, экскурсии для обозрения по принадлежности местных исторических достопримечательностей, замечательнейших в географическом отношении местностей для естественно-исторических целей, для обозрения произведений древнего или нового искусства, буде таковые имеются в данной местности. Экскурсии сии, служа и к обогащению познаний учеников и к возбуждению в них любознательности, послужили бы, вместе с тем, к сближению их с их наставниками и к укреплению благотворного на них нравственного влияния сих последних, что и должно особенно иметь в виду при этом. За границей подобным экскурсиям придается весьма важное воспитательное значение, и о них всегда особо упоминается в отчетах по гимназиям, что должно быть исполняемо и у нас.
10. Развитие художественного, эстетического вкуса составляет весьма важный элемент как общего умственного, так и нравственного образования, и на него должно быть обращено тем большее внимание в гимназиях, что ему здесь, в значительной мере, способствует то, что ученики постоянно имеют дело с высокохудожественными литературными произведениями древности. Но эстетический вкус в учениках гимназий должен быть воспитываем и всеми другими способами, начиная с устранения всякой неряшливости в одежде и во всей внешности учеников, и оканчивая положительным влиянием на развитие художественного вкуса в учениках, с каковой целью, между прочим, гимназиям необходимо было бы запастись изданиями художественных произведений, фотографическими с них снимками, а по возможности также гравюрами, копиями и слепками с лучших античных статуй, причем гравюры, копии с лучших картин и слепки могли бы служить постоянным украшением комнат старших двух классов, издания же художественных произведений и фотографические снимки рассматривались бы учениками в свободное от ученья время под руководством наиболее сведущих по этой части преподавателей, так, чтобы юношам, оканчивающим курс в гимназии, отнюдь не были чужды, как бывало нередко доселе, ни интерес к этой области творчества, ни сведения по этой части. На образование хорошего литературного вкуса в учениках призваны особенно действовать преподаватели как отечественного языка, так и древних языков; но при этом, в видах вообще эстетического образования, было бы весьма важно изъяснение ученикам некоторых теоретических произведений немецких, существующих отчасти и в русском переводе, как, например, знаменитой речи Шеллинга об отношении искусства к природе, шиллеровых писем — об эстетическом воспитании человека, лессингова «Лаокоона» и т. д.
С другой стороны, уже и ныне по некоторым, хотя и весьма немногим еще, гимназиям нашим, есть весьма отрадные факты, что некоторые наставники, будучи сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают хорошие хоры из учеников, сами обучают их церковному и светскому пению (русским и славянским национальным песням) и, развивая в них чувство религиозное, чувство изящного и чувство патриотическое, доставляя им и самую лучшую забаву, всегда благотворно действующую на юношеское сердце, вместе с тем, несомненно, привлекают к себе их сердца и упрочивают на них свое нравственное влияние. В высшей степени желательно, чтобы пример таких преподавателей, которые будут всегда особенно дороги для своих учеников, не остался без подражания.
Точно так же следует указать на пример одной гимназии, где под руководством ее директора и преподавателей были устраиваемы в праздничные дни истинно-благородные и образовательные забавы, на которые были приглашаемы родители и родственники учеников и лица учебного ведомства и которые состояли в том, что одни ученики (старшего класса) исполняли на греческом языке сцены из софокловых трагедий — «Антигоны» или «Эдипа-царя», пройденны к ими в классное время под руководством директора, — сцены, разученные в свободное от ученья время; другие пели хоры софокловой «Антигоны», третьи декламировали выученные ими стихотворения на различных языках и т. д. Подобные забавы должны и содействовать развитию художественного вкуса, и оживлять интерес к ученью, и служить к сближенью учеников с их наставниками, и, наконец, приучать учеников не робеть перед публикой, что будет немаловажным приобретением для последующей их деятельности, и потому заслуживают полнейшего одобрения под тем, конечно, непременным условием, чтобы забавы эти отнюдь не отнимали времени необходимого для ученья, чтобы они, напротив, имели прямое отношение к ученью, чтобы в их устройстве деятельное участие принимали наставники, и чтобы на них участвовала публика, преимущественно состоящая из родителей и родственников самих же учеников.
11. Всякая разумно направляемая школа стремится к воспитанию детей в истинно патриотическом духе, в духе полнейшей преданности государю, отечеству, своему народу, в духе полного уважения к его прошедшему и веры в его будущее, в духе хранения заветов его истории. Гимназии как ученые школы должны преследовать эту цель тем с большей энергией, что, с одной стороны, они имеют и более развитых учеников и больше средств действовать на них (например изучением произведений, столь проникнутых патриотическим воодушевлением, как творения Геродота, Демосфена, Тита Ливия и др.), а с другой — ученикам их, по окончании полного университетского курса, предстоит более обширный круг деятельности и на более высокой чреде служения своему отечеству. И в этом отношении собственное патриотическое настроение наставников окажет наибольшее и наилучшее влияние на учеников и побудит их пользоваться как учебным материалом, который представляет история, география, история христианской церкви в России и вообще закон божий, русский язык и словесность, изучение произведений классической древности, так и всяким другим поводом и случаем для развития патриотического чувства в учениках. Но, сверх того, весьма действительной в этом отношении могла бы быть следующая мера.
В дни достопамятнейших событий отечественной истории, приходящиеся в учебную пору, в известный, предварительно назначенный для сего час (лучше всего после уроков) все ученики гимназии и прогимназии, начиная с III класса, директор, инспектор, классные наставники, а по возможности и другие преподаватели, могли бы собираться в актовую залу и здесь или директор, или преподаватель истории, или кто-либо из других наставников, по собственному желанию и с одобрения педагогического совета, мог бы в кратких, но живых чертах рассказать событие дня и вкратце объяснить историческое его значение, с целью запечатлеть в юных умах важность события и вызвать в них патриотическое воодушевление. Такое чествование достопамятнейших дней отечественной истории, заключаясь соответственной случаю молитвой, возглашением многолетия государю императору и августейшей фамилии и исполнением хором учеников национального гимна, не могло бы остаться без благотворного влияния на развитие патриотического чувства, запечатлело бы эти дни в памяти учеников на всю их жизнь и содействовало бы возбуждению патриотических чувств и в недрах семейств, в которые возвратятся в те дни ученики.
12. Но довершением истинно-нравственного воспитания может быть только воспитание в религиозном духе. И в этом отношении, как во всех других, собственный пример и собственное настроение наставников могут лучше всего действовать и на их учеников, и только при собственном религиозном, истинно христианском настроении наставников оно может сообщиться и их ученикам, иначе же все будет ложью и лицемерием. Наставники юношества, живо сознавая сами, что только истинно-христианское расположение духа есть самый верный залог прочного счастья и истинной, внутренней свободы человека от всех случайностей и невзгод жизни, не престанут заботливо лелеять в детях религиозное чувство, разумно пользуясь всяким удобным случаем для возбуждения и развития его.
В этом отношении было бы желательно, чтобы каждый учебный день начинался общей для всех учеников молитвой, для чего все ученики и во главе их директор или инспектор, а также, по возможности, те из учителей, уроки коих приходятся на первый час, собираются в зале, и хор учеников поет молитву: «Царю небесный», или, от пасхи до вознесенья — «Христос воскресе»; затем законоучитель или, в случае его отсутствия, директор, инспектор или кто-либо из преподавателей, по собственному желанию, читает некоторое число стихов из евангелия, и, наконец, один из старших учеников читает молитву перед учением.
Выше уже было указано, как благотворно может действовать на развитие религиозного чувства в учениках участие в церковном пении, даже и при самом обучении оному, но еще несравненно в сильнейшей степени при совершении самого общественного богослужения. И в этом отношении учебное начальство должно приложить все заботы к тому, чтобы, независимо от обучения пению всех учеников, кому то не запрещено врачом, из учеников, имеющих лучшие голоса и лучшие способности к пению, были составляемы особые хоры для исполнения церковных песнопений в самой церкви при гимназии или в той приходской церкви, к которой причислена гимназия или прогимназия, и чтобы эти певческие хоры были сколь можно лучше обучены нотному церковному пению, ибо хорошее церковное пение составляет одно из важных условий для поддержания молитвенного настроения духа при совершении богослужения и, несомненно, привлечет к гимназической церкви не только учеников, но о их родителей и наставников, что в высшей степени желательно во всех отношениях.
Так как настоятелями гимназических церквей бывают обыкновенно сами законоучители, то от них естественно ожидать всевозможной заботливости о благолепии богослужения во всех отношениях, о правильном, совершенно внятном и выразительном чтении евангелия, апостольских посланий и молитв; но к чтению молитв и апостольских посланий было бы желательно привлекать и самих учеников, если они имеют к тому расположение и в состоянии как следует участвовать в церковном служении.
13. Чем более возымеют силы эти положительные способы действия, тем меньшая окажется надобность прибегать к способам действия отрицательным, или иначе — ко взысканиям, и тем вернее будут достигнуты высокие воспитательные цели гимназий. Но и при самом лучшем личном составе педагогических советов гимназий и прогимназий и при решительном преобладании в этих учебных заведениях положительных нравственных влияний дело не может обойтись вовсе без взысканий, ибо наклонность к уклонениям от нравственной нормы не всегда и не во всех с первого же раза уступает действию положительных нравственных влияний, и взыскания е таких случаях являются необходимым дополнением прочих мер воспитательных. Необходимо только всячески заботиться, чтобы взыскания были назначаемы с соблюдением полнейшей справедливости и беспристрастия и с совершенным доброжелательством к тем, кто им подвергается, в видах не столько справедливого воздаяния за дурной поступок, сколько нравственного улучшения виновных.
14. От лиц, посвящающих себя многотрудному служению своей стране в качестве наставников ее юношества, во имя любви их к богу, к государю, к отечеству, ради обеспечения ему прочного благоденствия, величия и славы в будущем, требуется самоотверженная любовь к чужим детям; но не в праве ли учебное ведомство предполагать в родителях искреннюю любовь к собственным их детям и на этом основании ожидать от них в деле воспитания их детей полнейшего содействия учебным заведениям, которым они их вверяют? Содействие это решительно необходимо не только в учебных заведениях для приходящих, каковы по преимуществу все гимназии и прогимназии, но даже и в пансионах, состоящих при некоторых только гимназиях: ибо везде и всегда влияние родителей, даже и отсутствующих, имеет большую силу, нежели влияние наставников, особенно же в более нежный возраст детей, и родители, которые, отдав своих детей в какое-либо учебное заведение, тем не менее не только не содействуют поддержанию в глазах детей авторитета их наставников, а, напротив, позволяют себе сами порицать или их, или учебно-воспитательные порядки, установленные в учебном заведении, или учебную систему, в нем принятую, или какие-либо предметы, входящие в состав учебного его плана, и все это в присутствии своих детей, сами ставят их в безвыходное положение, ибо они вследствие таких влияний легко могут потерять всякую охоту к учению и вместе с тем доверие и уважение — или к своим наставникам, и в таком случае правильное умственное и нравственное развитие их становится невозможным, — или к своим родителям, и в таком случае дети являются уже существами, нравственно изуродованными. От такого образа действия надлежит всячески предостерегать родителей, ибо, противодействуя учебному заведению, они сами обрекают своих детей сначала на безуспешность во всех отношениях, потом на всевозможные взыскания И удаление из учебного заведения, а, наконец, и на совершенную погибель. Дело воспитания юношества само по себе, и особенно у нас в настоящее время, представляет такие трудности, что для их преодоления отнюдь не много самых дружных и согласных усилий как наставников, так и родителей; в случае же противодействия родителей учебному заведению успех становится крайне сомнителен, а гибель несчастных детей почти неизбежна. Необходимо, чтоб и наставники и родители прониклись вполне сознанием этой истины, и наставники гимназий и прогимназий, в особенности же их начальники, должны употребить с своей стороны все усилия к тому, чтобы по возможности обеспечить содействие родителей тем высоким нравственно-воспитательным целям, к которым должны стремиться все вообще учебные заведения, в особенности же эти ученые школы.
Родителям, между прочим, должна быть предоставлена возможность лично справляться у классных наставников или у начальников заведений об успехах и поведении их детей за каждую истекшую неделю, для чего каждым классным наставником должно быть назначено определенное удобное время, с объявлением о том ученикам. Сверх того, при входе в каждую гимназию или прогимназию, на видном месте, должна быть выставлена доска с расписанием времени, назначенного для приема родителей в самом учебном заведении как начальником оного, так и каждым из классных наставников. Путем таких личных совещаний с классными наставниками родители будут в состоянии несравненно лучше следить за воспитанием и образованием своих детей, нежели даже с помощью еженедельных письменных сообщений, а вместе с тем и разъяснять для себя возникающие недоразумения.
15. Наконец, в случае, если бы влияние и надзор как родителей, так и наставников не предотвратили нарушения со стороны учеников правил, коими безусловно воспрещается им посещение трактиров, биллиардных, кофейных и других публичных заведений или коими предписывается строгое соблюдение всех требований приличия в дозволенных для посещения публичных местах и на улицах, учебное начальство должно обратиться к содействию местных гражданских властей.
Воспитание юношества в добрых правилах и привычках есть дело величайшей важности, в котором заинтересовано все общество так же, как и все государство, и поэтому, казалось бы, что и посторонние частные лица не только не должны были бы сами сбивать с толку учащихся или подавать повод им к каким-либо беспорядкам и отступлениям от нормы, а, напротив, должны были бы всячески содействовать учебному начальству к достижению благотворных его воспитательных целей. Такого содействия должно ожидать прежде всего от лиц учебного ведомства, хотя бы они принадлежали и к другому учебному заведению или только к учебной администрации, но начальники учебных заведений и классные наставники могут просить такого содействия от всех тех лиц, которые им самим близко известны с лучшей стороны в нравственном отношении.
Впрочем, нет сомнения, что в огромном большинстве случаев вышеуказанные способы положительного действия наставников на учащееся юношество, при надлежащем содействии им со стороны родителей, оградят его даже от всякого поползновения к уклонению от пути долга и чести. несравненно лучше всякого внешнего надзора, который окажется небесполезным только относительно весьма немногих учеников, не поддающихся благотворным нравственным влияниям.

(«Журнал министерства народного просвещения», 1874 г.)




© При использовании материалов гиперссылка обязательна.   
Нужные сайты: ребенок и детский сад