Эскорт в Москве только в MOLLY/24

вернуться к списку всех работ


ИЗ ПРОГРАММ МУЖСКИХ ГИМНАЗИЙ 1877 г.


Хрестоматия по истории педагогики, М., 1936 г.
OCR www.biografia.ru



I. История

а) Учебный план истории


Для изучения истории полагается два курса: а) курс краткий, эпизодический, в III и IV классах и б) курс систематический в V, VI, VII и VIII классах. На основании вышесказанного, преподавание истории распределяется по классам следующим образом: В III классе сообщаются сведения о главных событиях и личностях из истории древнего Востока, Греции и Рима и о главных событиях и личностях, относящихся к утверждению христианства в Европе.
В IV классе сообщаются сведения о главных событиях и личностях из отечественной и всеобщей средней и новой истории.
В V классе излагается систематический курс древней греческой и римской истории.
В VI классе излагаются: в первое полугодие — история средних веков, а во второе полугодие — отечественная история до Иоанна III включительно.
В VII классе излагаются: сначала новая история до войны за испанское престолонаследие; затем русская история от Василия III Иоанновича до Петра Великого отдельно от всеобщей и, наконец, русская история с Петра Великого до кончины императрицы Екатерины II в связи с всеобщею историею.
В VIII классе проходится русская история в связи со всеобщею от времен императора Павла I до наших дней и повторяется весь систематический курс истории с дополнениями преимущественно по древней греческой и римской истории.

б) Объяснительная записка к учебному плану истории

I

Два курса истории вводятся по следующим соображениям: 1) дабы сколь возможно более применить учебный материал к умственным и нравственным потребностям учащихся разных возрастов; 2) дабы сильнее развить в курсе истории те воспитательные элементы, которые свойственны истории как учебному предмету; 3) дабы возможно было самые крупные факты всей истории пройти два раза с учениками разных возрастов и чрез то прочнее утвердить их в памяти учеников и 4) дабы изучение древней истории греческой и римской поставить в большую связь с изучением древних языков.

II

В обоих курсах отечественная история излагается параллельно со всеобщею, но в прямой связи между собою лишь с того времени, когда связь между ними становится вполне очевидною, то есть, со времени Петра Великого, ибо только при таком изложении: 1) Россия не выделяется из своей связи с другими европейскими государствами, и историческое значение ее может быть представлено в более ярком свете; 2) многие события как всеобщей, так и отечественной истории, чрез сопоставление между собою, лучше уясняются и 3) представляется более возможности, несмотря на чрезвычайную обширность предмета, сосредоточить внимание учащихся на отечественной истории, без ущерба однакоже для изучения средней и новой всеобщей истории в главнейших событиях.

III

Каждый из двух вышеупомянутых курсов истории преследует свои особые дидактические и педагогические задачи.
Курс эпизодический должен: 1) ознакомить учащихся с наиболее доступными им чертами из жизни и характера великих исторических деятелей, равно как и с самыми важными событиями; 2) он должен дать материал, при помощи которого можно было бы приучить учащихся к связному и последовательному рассказу; 3) он должен утвердить в памяти учащихся хронологические данные, касающиеся событий, упоминаемых в сем курсе; 4) упражняя память, этот курс должен в то же время содержанием своим деиствэвать на воображение, на облагораживание нравственного чувства учеников, на пробуждение и укрепление в них любви к отечеству.
Систематический курс имеет задачею: 1) сообщить ученикам в более связном виде события, имеющие всемирно-историческое значение, из средней и новой истории, и систематически изложить древнюю и отечественную историю; 2) кроме памяти, этот курс главным образом должен упражнять мышление и в особенности развить в учениках способность и восприимчивость к пониманию истории при дальнейшем изучении ее в высших учебных заведениях, а именно: к пониманию связи между событиями, к различению причин и последствий, побуждений, поводов и целей и так далее; 3) нравственное чувство учеников при прохождении этого курса должно быть укреплено убеждением, что судьба человечества постоянно улучшается, хотя и медленно, и что добрые начинания отдельных лиц, несмотря на все противодействия им, никогда не остаются без добрых последствий.

в) Программа занятий в VII классе (2 урока)

ОКОНЧАНИЕ РУССКОЙ ИСТОРИИ В СВЯЗИ С ВСЕОБЩЕЮ И ПОВТОРЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО КУРСА С ДОПОЛНЕНИЯМИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ И РИМЛЯН

I. Борьба России и Европы с Францией
II. Влияние России на дела Европы. Эпоха конгрессов
III. Главные события в Европе с 1830 по 1852 г.
IV. События последнего времени

II. Естествоведение

а) Учебный план естествоведения


На естествоведение в гимназиях полагается по уставу два урока в одном из высших классов. Уроки эти следует поместить в курсе VI класса, на том основании, что ученики этого класса, сравнительно с учениками V и двух старших классов, менее имеют занятий и вместе с тем достаточно развиты для того, чтобы усвоить сведения из естествоведения.
Задача этого краткого курса должна состоять в ознакомлении учеников с важнейшими из тел природы и их взаимными соотношениями.
Чтобы распределить эти уроки по возможности рационально, необходимо принять во внимание, что здесь должно заботиться не только о простом сообщении сведений, но также о формальном развитии учеников, при чем эти последние, уже достаточно развитые предыдущим классическим курсом, легко могут познакомиться и с методом естественно-историческим.
Наиболее удобно распределить эти уроки по нижеследующему плану:
1) Общий очерк строения земного шара.
2) Изменения в строении земной коры, вызываемые влиянием вулканических явлений, атмосферы, воды и органической природы.
3) Краткое обозрение важнейших горных пород, минералов, их составляющих и в них вкрапленных.
4) Краткое понятие о строении и жизни растений.
5) Очерк классификации растений с краткою характеристикой важнейших форм.
6) Общая характеристика класса млекопитающих животных, содержащая в себе понятия о строении их тела и отправлении различных органов.
7) Общее сравнительное обозрение других позвоночных животных.
8) Понятие о главнейших представителях других типов царства животных.
9) Очерк системы царства животных.

б) Примерная программа естествоведения

А. Сведения из естественной истории земной коры

1. Форма земного шара и его главные составные части: атмосфера, вода и земная кора; их качественные и количественные отношения.
2. Вид земной коры горизонтальный: равнины и горы; долины и плоские возвышенности; отдельные горы и группы гор и горные цепи. Вертикальный разрез земной коры и схематическое объяснение расположения в ней важнейших групп горных пород. Понятие о формациях осадочных, изверженных и первичных.
3. Понятие о вулканизме. Действующие и потухшие вулканы. Образование вулканов: конус поднятия и конус извержения, кратер поднятия и кратер извержения. Описание Везувия, в его настоящем и прежнем виде, как пример вулканов и их влияние на изменение земной коры. Подводные вулканы. Понятие о землетрясениях. Растрескивание и понижение земной поверхности.
4. Влияние на изменения в строении земной коры атмосферы, воды и органической природы:
а) Выветривание горных пород под влиянием влажной атмосферы и разрушающее действие воды, механическое и химическое.
б) Ледники, условия их образования и строения.
в) Растительные образования: кремнистая някипь и торф. Животные образования. Коралловые острова и раковинные мели.
5. Краткое обозрение важнейших горных пород, минералов, их составляющих и в них вкрапленных.
а) Гранит и его видоизменения: плотный гранит, гнейс, сиенит; минералы, составляющие эти горные породы, и их свойства.
б) Зеленые камни. Трахит, базальт, лавы.
в) Сланцы, мрамор, известняки, глины и песчаники, каменные угли, графит и алмаз. Сера, горные масла.
г) Важнейшие железные, медные, свинцовые, оловянные и серебряные руды.
д) Понятие об обработке руд. Золото, платина и ртуть.
Примечание. Главу 5-ю полезнее проходить по изложении горизонтального обозрения земной коры.

Б. Сведения из естественной истории растений (ботаника)

1. Семя растений, его части и прорастание.
2. Краткое морфологическое обозрение важнейших органов растений: корень, стебель, лист, цветок и плод.
3. Элементарное строение растений; клеточки и сосуды; растительные ткани; понятие о питании и размножении растений.
4. Краткая характеристика растений: крестоцветных, зонтичных, мотыльковых, сложноцветных, сережчатых, хвойных злаков и пальм. Понятие о споровых растениях.
5. Понятие о классификации растений. Системы искусственные и естественные. Системы Линнея и де-Кандоля.

В. Сведения из естественной истории животных (зоология)

1. Общая характеристика млекопитающих.
Органы движения: скелет и мускулы.
Органы пищеприемные и пищеварения.
Органы дыхания и кровообращения.
Нервная система и органы чувств.
Понятие о важнейших отправлениях различных систем органов. (В этой характеристике подразумеваются и аналогическое строение, и отправления органов у человека).
2. Краткая сравнительная характеристика других позвоночных животных с млекопитающими.
3. Основания классификации царства животных. Типы царства животных (по Беукарту), разделение типов на классы и примеры форм для типов беспозвоночных животных.

(Сборн. распор. по мин. нар. просв., т. VII)



© При использовании материалов гиперссылка обязательна.   
Нужные сайты: торговая система Форекс