Последние добавления

Опубликовано пособие Как заниматься само образованием, вышедшее из печати в 1929 г. в издательстве "Прибой"



Добавлено методическое указание по подготовке рабочих кадров Лабораторная система занятий за 1930 г.



Выложена брошюра Л. И. Красногорской Роль семьи в воспитании дошкольника, изданная в издательстве Учпедгиз в 1955 году.



Опубликован критико-биографический очерк Е. Покусаева Н. Г. Чернышевский, изданный Саратовским издательством в 1955 г.



Опубликованы главы из сборника Мать и дитя, затрагивающие некоторые вопросы законодательства в области прав матерей прошлых лет, изданного Горьковским издательством в 1955 г.


Способы занятий в кружке


А. Соленик. "Как заниматься самообразованием"
Изд-во "Прибой", Л., 1929 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Теперь остановимся на самом важном вопросе кружковой работы. Как должен работать кружок, чтобы в кратчайший срок, при наименьшей затрате сил кружковцев достигать наилучших результатов? Опыт кружковой работы выявляет целый ряд приемов работы кружка.
Первый прием. Он заключается в том, что кружок занимается путем совместного поочередного чтения книжки по абзацам и обсуждением прочитанного. После обсуждения, совместно составляется ответ на контрольный вопрос, данный в задании, который и записывается в протокол.
Второй прием. Прочитывается материал всеми кружковцами на дому. Во время чтения записываются все неясные вопросы, которые и выносятся на кружок. После обсуждения этих вопросов составляются ответы на контрольные вопросы задания.
Третий прием. Происходит коллективная читка в кружке и выясняются сообща непонятные места текста. Затем члены кружка дома еще раз самостоятельно прорабатывают прочитанное в кружке, а на следующем занятии кружка обсуждают прочитанное и составляют ответы на контрольные вопросы задания.
Четвертый прием. Сначала происходит коллективная читка в кружке, как и в третьем приеме. Затем прочитанное разбивают на отдельные вопросы и каждому кружковцу или небольшой группе поручается углубленно изучить один из вопросов, с тем, чтобы на следующем заседании кружка по этому вопросу сделать небольшой доклад. На очередном заседании кружка по каждому вопросу заслушиваются доклады заранее подготовившихся товарищей, затем задаются вопросы, после этого прения и составление ответов на контрольные вопросы задания.
Пятый прием. Предварительной коллективной читки в кружке не производится. Вместо этого, кружковцы разбирают полученное из райкома или от консультанта задание, выясняют, как его проработать на дому, и записывают его себе в тетрадки (если оно не размножено на каждого). Это задание каждым кружковцем и прорабатывается самостоятельно. На следующем заседании кружка обсуждают проработанное задание, высказываясь по вопросам и на каждый контрольный вопрос составляют коллективный ответ, занося его в протокол.
Шестой прием. Тот же, что и пятый, с той лишь разницей, что каждому члену кружка полагается не только прочитать материал по всем вопросам задания, чтобы иметь общее представление, но кроме этого, каждому кружковцу поручается один из вопросов проработать глубже и подготовиться к докладу по данному вопросу. Иногда для этой цели кружок разбивается на группы, по вопросам. Затем, на занятии кружка по каждому вопросу докладывает тот член кружка или представитель группы, который этот вопрос проработал всесторонне. После доклада задаются вопросы докладчику, затем идет обсуждение и составление коллективного ответа на вопрос.
Седьмой прием. По типу пятого или шестого, но с особым требованием, которое заключается в том, что каждый член кружка должен дома составить проекты письменных ответов на контрольные вопросы. Затем, на занятиях кружка, при составлении ответов на контрольные вопросы для протокола, обсуждаются эти предложения кружковцев и лучшие из них принимаются за постановление всего кружка.
Восьмой прием. По типу пятого, шестого или седьмого, но с той лишь разницей, что индивидуальная проработка пособий производится не в одиночку дома, а для этой цели кружковцы собираются в читальне или в уголке самообразования, где и прорабатывают пособия. Преимущества такой совместной индивидуальной проработки заключаются в том, что можно обмениваться пособиями, пользоваться одним словарем и справочниками, советоваться друг с другом и, кроме того, не отрываться от работы, как то бывает в домашней обстановке. Большое значение имеет и то, что, исполняя кружковую дисциплину, кружковец приходит на занятия, и тут уже задание им будет проработано, тогда как при необходимости прорабатывать на дому он или не соберется или откладывает до последнего момента, а там понадеется на других: расскажут, мол.
В общем, проработка на дому большему числу кружковцев не удается, а без этого кружковая работа сильно страдает. Поэтому для тех кружков, в которых большой процент кружковцев не прорабатывает заданий на дому, следует прибегнуть ко второму дню занятий для совместной индивидуальной проработки пособий.
Девятый прием. Это сложный прием. Он состоит из следующих частей: а) кружковцы знакомятся с вопросом по литературе, в кружке; б) углубляют свои знания проработкой литературы на дому; в) обсуждают проработанное в кружке; г) после этого выполняют какую-либо исследовательскую работу (обследуют фабрики, бывают на экскурсии и т. п.); д) обследовательские работы снова обсуждаются на кружке; е) когда таким образом вопрос изучен, намечается какая-либо практическая, полезная общественная работа, связанная с изучаемым вопросом, которая и выполняется членами кружка.
Наконец последний, десятый прием, несколько видоизмененный по сравнению с восьмым и менее громоздкий, заключается в следующем:
1) Члены кружка, в общих чертах, знакомятся с вопросом, который нужно изучить, и тут же получают задание: во-первых, собрать материал, относящийся к данному вопросу в окружающей жизни (не исключается и экскурсия), а также учесть свой личный опыт и наблюдения по данному вопросу; во-вторых, проработать по этому же вопросу литературу, указанную в задании (по типу 5-го или 8-го приемов), т. е. по вопросам или каждому все задание, в одиночку или сообща в библиотеке, уголке самообразования и т. п.
2) После такой подготовки на занятии кружка идет собеседование, т. е. обсуждается вопрос за вопросом, как и на всяком другом собрании.
После обсуждения составляются ответы на контрольные вопросы задания, но с выводами такого характера: что нужно сделать, чтобы полученные знания применить к жизни? Из этих выводов составляется некоторый план практической работы, большей частью имеющей общественно-полезный характер. Прения, выводы и план практической работы и распределение обязанностей фиксируется в протоколе.
3) Кружок согласно выработанного плана выполняет общественно-полезную работу и на этом заканчивает изучение данного вопроса.
Вот главнейшие приемы кружковых занятий. Можно бы привести еще несколько вариантов, но мы перечислили наиболее целесообразные приемы, из которых возможен тот или иной выбор.

Продолжение книги ...


   Последние добавления

В библиотеку добавлена книга Новый этап, повествующая о новой системе народного образования в РСФСР, изданная в 1925 г.



Выложена составленная В. М. Познером Книга для чтения для сокращенных школ политграмоты. Выпуск I, изданная в 1925 г.



Добавлена книга Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах, изданная в 1956 г



Опубликован сборник очерков Сельский учитель, вышедший из печати в 1954 г. в издательстве "Московский рабочий".



Добавлена книга Русские методисты-словесники в воспоминаниях, изданная в 1969 г.

  

   При цитировании любых материалов с сайта Педобзор.Ру гиперссылка обязательна