Последние добавления

Опубликовано пособие Как заниматься само образованием, вышедшее из печати в 1929 г. в издательстве "Прибой"



Добавлено методическое указание по подготовке рабочих кадров Лабораторная система занятий за 1930 г.



Выложена брошюра Л. И. Красногорской Роль семьи в воспитании дошкольника, изданная в издательстве Учпедгиз в 1955 году.



Опубликован критико-биографический очерк Е. Покусаева Н. Г. Чернышевский, изданный Саратовским издательством в 1955 г.



Опубликованы главы из сборника Мать и дитя, затрагивающие некоторые вопросы законодательства в области прав матерей прошлых лет, изданного Горьковским издательством в 1955 г.


Сущность и значение кружковой работы


А. Соленик. "Как заниматься самообразованием"
Изд-во "Прибой", Л., 1929 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

После того как мы выяснили главнейшие черты методики самостоятельных индивидуальных занятий, переходим к изложению методики кружковой работы, к способам и приемам коллективных занятий самообразованием, основной формой которых является кружок, кружковая работа.
Мы постараемся выяснить сущность и значение кружковой работы, методы занятий кружков, которые выявлены практикой партийного самообразования; остановимся на цели и способах собеседования в кружке, на увязке занятий кружка с рецензиями и консультацией, на распределении обязанностей в кружке. Вот те центральные пункты, на которые необходимо опираться в первую очередь для уяснения основных вопросов методики кружковой работы.
Практика партийного самообразования выявила в основном два вида занятий: индивидуальные и коллективные, работа в одиночку и работа в кружке.
Коллективные занятия имеют очень много преимуществ перед занятиями в одиночку.
Какова сущность и значение индивидуальных занятий? Индивидуальные занятия сводятся к работе с книгой, газетой, журналами, с наглядными пособиями, на экскурсии и т. п. в одиночку, под руководством консультанта или организации по заочному обучению или без всякого руководства. Знания и необходимые навыки индивидуального умственного труда таким путем получить можно, и к этим занятиям необходимо прибегать тем товарищам, которые не могут, по тем или иным причинам, посещать кружок. К таким причинам могут быть отнесены: обременение службой, дальность расстояний от места занятий кружка, частые командировки, перегрузка собраниями и заседаниями, причины семейного порядка и пр. Кроме того, ежедневное чтение газеты, журналов, тоже по существу, является самообразованием и производится, за редким исключением, в одиночку.
Однако, если имеется малейшая возможность посещать кружок, то занятия в кружке несомненно следует предпочесть занятиям в одиночку.
Сущность кружковой работы заключается в том, что данный вопрос, данная программа изучается на основе самодеятельности коллектива, на основе работы товарищей, организованных в кружок.
Какое значение имеет коллективная форма самообразования? Она имеет много преимуществ перед индивидуальной, и ее значение в основном сводится к следующему.
1) Работа в кружке имеет воспитательное значение. В сотрудничестве, при взаимной помощи друг другу, общими усилиями прорабатываются и решаются вопросы. С каждым новым занятием кружка навыки этого сотрудничества, взаимопомощи, товарищества, словом, навыки коллективизма все больше и больше вырабатываются и укрепляются у кружковцев.
Незачем объяснять огромное значение выработки и укрепления начал коллективизма, а это осуществимо в кружковой работе для каждого рабочего и крестьянина, которые теперь совместными усилиями строят социализм. Еще более ясен вопрос о необходимости развить и укрепить эти начала для каждого члена ВКП(б). Ведь наша партия растет и крепнет, применяя, главным образом, коллективные приемы в своей работе. Что такое собрания, заседания, конференции, съезды, как не формы коллективного труда, формы решения вопросов усилиями коллектива? Навыки такой работы обязан иметь каждый член партии. Навыки эти в известной мере, в основном, может развивать и укреплять кружок самообразования, являясь формой коллективных занятий. Этих навыков форма индивидуального самообразования не дает, поскольку занятия производятся обособленно, в одиночку.
2) Работа в кружке дает возможность более глубоко и полно изучать вопросы и лучше усвоить знания, а это очень важно. Кроме того, работа в кружке более экономит время, более продуктивна, чем занятия в одиночку. Здесь, так же как и в производстве, возможно некоторое подразделение труда, отчего, как известно всем, продукт по качеству выходит лучше, и по количеству, в тот же срок, его можно выпустить больше. Также и здесь. В более короткий срок возможно больше охватить материала, лучше проработать и усвоить.
Допустим, нам нужно изучить вопрос об оппозиционном блоке в нашей партии в период между XIV партсъездом и XV партконференцией, включая и материалы последней. По этому вопросу мы имеем большое количество брошюр и большой материал. Если весь материал изучить в одиночку, то это займет очень много времени. Нужно потратить много усилий, чтобы все вопросы самому выяснить как следует. Совсем другое дело в кружке. Кружок может поступить таким образом. Все члены кружка на дому внимательно прочитывают доклад и заключительное слово тов. Сталина и получают общее представление обо всех основных вопросах, связанных с оппозиционным блоком. Но такое ознакомление не есть еще полное изучение вопроса. Поэтому второе, что делает кружок, это — дается задание каждому кружковцу проработать как следует один какой-либо вопрос, например, одному дается проработать вопрос об августовском блоке и оппозиции, другому — об экономической платформе оппозиции, третьему о правой опасности в нашей партии и т. д.
Каждый кружковец, прорабатывая свой вопрос, использует не только доклад тов. Сталина, но и брошюры по данному вопросу и прения на конференции. После этого кружок собирается и обсуждает вопрос за вопросом. Товарищи, проработавшие вопрос глубже, рассказывают другим, ознакомившимся с данным вопросом менее детально. Что непонятно — задаются вопросы, даются пояснения и т. д. Что же из этого получается? А получается то, что кружок в целом в гораздо более короткий срок, чем это смог бы сделать одиночка, охватил огромный материал, выяснил вопросы глубоко и всесторонне.
Доказать то же самое можно маленьким опытом в каждом кружке. Возьмем любую передовицу из газеты или главку из книжки. Пусть члены кружка сначала самостоятельно прочитают данный текст, а после этого запишут себе перечень мыслей, усвоенных после прочтения. Этот перечень, вместе с глубиной усвоения, будет результатом проработки в одиночку. Если мы будем изучать результаты такого прочтения каждого по их запискам и сравнивать их между собой, то увидим, что не все одинаково усвоили. Один больше, другой меньше, один глубже, другой поверхностнее, один понял правильно, другой совершенно ошибочно истолковал тот или иной вопрос.
Теперь проделаем следующее: разобьем данную статью на вопросы и разделим их между кружковцами, с заданием каждому продумать свой вопрос, добавить из своего личного опыта из ранее прочитанного по этому вопросу и пр. После этого обсудим вопрос за вопросом, т. е. по каждому вопросу высказывается один по заданию, а остальные по желанию. После такой проработки пусть каждый в тетрадке набросает перечень усвоенного с пояснениями: как им поняты вопросы. Если теперь эти записки рассмотреть, мы увидим громадную разницу между ними и первыми записями. Перечень окажется во много раз полнее, вопросы усвоены глубже, ошибочных толкований, какие были раньше, нет. Это результат коллективной проработки.
Могут сказать, что времени потребовалось во втором случае больше, но это только кажется. Чтобы одиночке добиться тех же результатов, ему надо бы по каждому вопросу дополнительно выяснить опыт каждого кружковца, который был приложен при обсуждении, затем прочитать дополнительную литературу по тем вопросам, по которым кружковцы вспомнили прочитанное ими раньше и тоже приложили, как новый материал, во время обсуждения вопросов. Таким образом, одиночка охватить такой материал смог бы не за час-два, а был бы вынужден поработать неделю, месяц, а то и больше.
Из указанных примеров видно, почему кружковые занятия экономнее, продуктивнее, почему вопросы могут быть усвоены более верно, глубоко и всесторонне. Отсюда совершенно ясно, в чем заключается секрет старой народной поговорки: «ум хорошо, а два лучше». Отсюда ясно, почему, например, какая-либо резолюция, вынесенная на собрание, как бы она старательно ни была составлена одним человеком, при внимательном собрании будет дополнена и поправлена, если в ней окажутся какие-либо неточности, упущения или ошибки, и окажется после этого более верной, более полной и более безошибочной.
3) Кружковая работа по самообразованию дает возможность охватить большие массы учебой при наличии тех же руководящих пропагандистских сил.
Простой пример: мы имеем 5 кружков, в каждом по 10 человек, итого заняты учебой 50 чел. Этими кружками может руководить один педагог-консультант. Если обслужить 50 чел. индивидуалов самоучек, то для их обслуживания потребовалось бы 2 или даже 3 консультанта. Если организовать кружки с руководителем, то потребуется 5 руководителей.
Такая экономия руководящих сил, которых у нас немного, при необходимости повышать культурный уровень трудящихся, при необходимости повышать развитие всех членов партии, при той огромной тяге к учебе, которая есть у нас, такое преимущество кружковой работы перед индивидуальной формой самообразования и особенно перед школьной учебой безусловно имеет большое значение. Кружковая работа является средством более быстрого и широкого охвата партийной массы в целях поднятия их партийного образования. Кружковая работа является верным средством более быстрого и широкого охвата слоев трудящихся нашего Союза для поднятия культурного уровня масс, что так необходимо в деле успешного строительства социализма.
4) Наконец, к преимуществам коллективной формы самообразования перед одиночными занятиями относятся: дисциплинирующие начала, которые вытекают из необходимости своевременно посещать кружок, готовиться к заседаниям кружка, успевая к определенному времени, заниматься в определенные часы и т. д.; затем, оживление и подъем в работе, которые в кружке при коллективном труде легко возникают; далее, подражание и соревнование, которые также имеют большое значение в смысле успешности занятий каждого; имеет значение и совместная покупка книг, тетрадей, поиски наглядных пособий; все это легче и дешевле обходится коллективу, чем одиночке.
В чем заключаются эти преимущества кружковой работы? Если я состою в кружке, то это обязывает меня строго соблюдать все правила кружковой дисциплины, которые я принял на себя, добровольно записываясь в кружок. А эти правила сводятся к тому, что, прежде всего, я должен обязательно посещать кружок. Затем — подготавливаться дома к обсуждению всех вопросов, прорабатывать к определенным дням задания, получаемые в кружке, и т. д. Следовательно, поскольку работа кружка идет и должна протекать по строгому плану, работа каждого члена кружка также происходит планомерно. Это большое преимущество. Никаких тут откладываний занятий со дня на день, легко случающихся без кружковых обязательств, не может быть.
Наконец, подражание и соревнование. Слабый член кружка, видя успешную работу более сильных, видя их выступления в кружке, умение говорить, неизбежно подтягивается, стремится делать так же, догнать наиболее успевающих. Для кружковцев с более или менее одинаковыми способностями имеет значение и соревнование. Один выступил, сформулировал хорошо, другой старается сделать еще лучше. Это заставляет напряженнее работать, внимательнее прорабатывать материал до заседания кружка, появляется непосредственная заинтересованность в работе, а мы знаем, что интерес является движущей силой быстрого развития кружковцев, лучшего усвоения знаний.
Таким образом, форма коллективных занятий имеет много преимуществ перед занятиями в одиночку, и каждый самоучка при малейшей возможности должен записаться в кружок.
Все сказанное, однако, не умаляет значения приемов самостоятельной проработки, которые мы разбирали в первой главе. Хотя эта проработка является индивидуальной, но эти способы должны применять не только одиночки-самоучки, но и кружковцы перед заседанием кружка. Разница лишь в том, что одиночка, проработав задание, идет к консультанту и на этом заканчивает свою работу, а кружковец, проработав задание, идет на заседание кружка, где будет обсуждаться проработанное, где благодаря этому знания будут расширены, углублены, лучше закреплены, где попутно вырабатываются навыки коллективной работы, а после этого работа проверяется консультантом. Другими словами, кружковец целиком достигает тех же результатов, что и самоучка-одиночка плюс еще все преимущества коллективных занятий.

Продолжение книги ...


   Последние добавления

В библиотеку добавлена книга Новый этап, повествующая о новой системе народного образования в РСФСР, изданная в 1925 г.



Выложена составленная В. М. Познером Книга для чтения для сокращенных школ политграмоты. Выпуск I, изданная в 1925 г.



Добавлена книга Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах, изданная в 1956 г



Опубликован сборник очерков Сельский учитель, вышедший из печати в 1954 г. в издательстве "Московский рабочий".



Добавлена книга Русские методисты-словесники в воспоминаниях, изданная в 1969 г.

  

   При цитировании любых материалов с сайта Педобзор.Ру гиперссылка обязательна