Последние добавления

Опубликовано пособие Как заниматься само образованием, вышедшее из печати в 1929 г. в издательстве "Прибой"



Добавлено методическое указание по подготовке рабочих кадров Лабораторная система занятий за 1930 г.



Выложена брошюра Л. И. Красногорской Роль семьи в воспитании дошкольника, изданная в издательстве Учпедгиз в 1955 году.



Опубликован критико-биографический очерк Е. Покусаева Н. Г. Чернышевский, изданный Саратовским издательством в 1955 г.



Опубликованы главы из сборника Мать и дитя, затрагивающие некоторые вопросы законодательства в области прав матерей прошлых лет, изданного Горьковским издательством в 1955 г.


План, конспект, тезисы


А. Соленик. "Как заниматься самообразованием"
Изд-во "Прибой", Л., 1929 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Но если прорабатывается учебник трудный для усвоения или часть учебника по заданию, которая имеет особо важное значение и требует более полного и твердого усвоения, то для этого существуют особого рода записи во время проработки.
Первый способ, наиболее легкий, это составление плана прочитанного, как бы оглавления читаемого текста. Он заключается в том, что читая абзац за абзацем, прорабатывающий придумывает к ним заголовки, названия, т. е. как бы составляет оглавление прочитанного.
По такому плану легко сделать пересказ, который будет последовательным и полным, а также на кружке впоследствии, если понадобится, по такому плану можно восстановить прочитанное в памяти. Этот план записывается в тетрадку или на отдельном листке.
Возьмем пример. Допустим, мы прорабатываем следующий отрывок из статьи Ленина «О кооперации», написанный им в мае 1923 г. «У нас, мне кажется, недостаточно обращается внимание на кооперацию. Едва ли все понимают, что теперь со времени Октябрьской революции и независимо от НЭП'а (напротив, в этом отношении приходится сказать: именно благодаря НЭП'у), кооперация получает у нас совершенно исключительное значение. В мечтаниях старых кооператоров много фантазии. Они смешны часто своей фантастичностью. Но в чем состоит их фантастичность? В том, что люди не понимают основного, коренного значения политической борьбы рабочего класса за свержение господства эксплуататоров. Теперь у нас это свержение состоялось, и теперь многое из того, что было фантастического, даже романтического, даже пошлого в мечтаниях старых кооператоров, становится самой неподкрашенной действительностью. У нас, действительно, раз государственная власть в руках рабочего класса, раз этой государственной власти принадлежат все средства производства, у нас, действительно, задачей осталось только кооперирование населения. При условии максимального кооперирования населения сам собой достигает цели тот социализм, который ранее вызывал законные насмешки, улыбку, пренебрежительное отношение к себе со стороны людей, справедливо убежденных в необходимости классовой борьбы, за политическую власть и т. д. И вот не все товарищи дают себе отчет в том, какое теперь гигантское, необъятное значение приобретает для нас кооперирование России. В НЭП'е мы сделали уступку крестьянину, как торговцу, принципу частной торговли: именно из этого вытекает (обратно тому, что думают) гигантское значение кооперации.
В сущности говоря, кооперировать в достаточной степени широко и глубоко русское население яри господстве НЭП'а есть все, что нам нужно, потому что теперь мы нашли ту степень соединения частного интереса, частного торгового интереса, проверки и контроля его государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих и многих социалистов. В самом деле, власть государства на все крупные средства производства, власть государства в руках пролетариата, союз этого пролетариата со многими миллионами мелких и мельчайших крестьян, обеспечение руководства за этим пролетариатом по отношению к крестьянству и т. д.,— разве это не все, что нужно для того, чтобы из кооперации, из одной только кооперации, которую мы прежде третировали как торгашескую и которую с известной стороны имеем право третировать теперь при НЭП'е также, разве это не все необходимое для построения полного социалистического общества? Это еще не построение социалистического общества, но это все необходимое и достаточное для этого построения».
Внимательно прочитав этот отрывок и желая проработать его путем составления плана, начинаем читать снова и к отдельным самостоятельным мыслям придумываем заголовки. Вот читаем с самого начала: «У нас, мне кажется, недостаточно обращают внимания на кооперацию. Едва ли все понимают, что со времени Октябрьской революции»... и т. д., до конца первого абзаца. Мы видим, что в этом абзаце говорится о том, что у нас недооценивают кооперацию, а в то же время она после Октябрьской революции при НЭП'е имеет исключительное значение. Эти мысли мы можем записать в виде первого пункта плана, примерно так:
1) Недооценка кооперации и ее роль при НЭП'е. Далее читаем второй абзац и видим развитие той же мысли. Следовательно второй абзац можно бы отнести к этому же пункту, но лучше сформулировать другой пункт плана, так как план будет тогда полнее. Можно второй пункт написать примерно так:
2) Кооперация, как путь для полного построения социализма в условиям НЭП'а.
Сформулированные два пункта и можно считать планом вышеприведенного отрывка. Понятно, можно тот же отрывок проработать так, что составится план более подробный, например: 1) недооценка у нас кооперации, 2) ее значение после Октября, 3) фантастичность теорий старых кооператоров, 4)отличие наших условий для кооперации от капиталистических, 5) задача максимального кооперирования населения и полное построение социализма и т. п. Такой план будет еще подробнее.
Другой способ — конспектирование. Он заключается в том, что прорабатывающий сжато своими словами записывает основное содержание, прорабатывая так страницу за страницей. В конспекте должны заключаться как все основные положения автора, так и его главнейшие доказательства, факты, цифры. Необходимо помнить, что конспектировать — это не значит переписывать или списывать. От такой работы было бы мало толку. Весь смысл конспектирования заключается, во-первых, в том, что пересказывая автора своими словами и делая это очень сжато, коротко, в уме перерабатываешь, как бы пережевываешь, материал, а от этого знания закрепляются в памяти, во-вторых, если конспект выйдет сжатым, аккуратно написанным, он может служить в будущем справочником в данной области знания. Очень полезно предварительно, перед составлением конспекта, составить план прочитанного.
Вышеприведенный отрывок из статьи тов. Ленина «О кооперации» можно законспектировать примерно таким образом. Прежде всего мы задумываемся над тем, что в этом отрывке является главной мыслью и что доказательством. Допустим, мы находим, что главная мысль заключается в том, что у нас недостаточно обращают внимания на кооперацию, тогда как она в условиях НЭП'а есть решающее средство для построения социалистического общества. Поэтому это утверждение так и записываем. «Тов. Ленин в 1923 г. писал, что у нас недостаточно внимания обращается на кооперацию, не понимают того, что кооперация является в условиях НЭП'а столбовой дорогой к социализму».
А теперь ставим вопрос: «Почему?» и записываем доказательства.
1) Если старые кооператоры думали, что путем кооперирования можно достигнуть социализма, и ошибались, забывая о невозможности этого в капиталистическом обществе, то теперь у нас это целиком подходит, так как эксплуататоры свергнуты.
2) В условиях НЭП'а пои диктатуре пролетариата кооперация является как бы перекидным мостом от частнособственнических интересов к подчинению их общественным интересам через контроль пролетарского государства.
3) Поэтому, при наличии власти в руках пролетариата, при наличии крупной промышленности у государства и при имеющемся союзе пролетариата с крестьянством, путь кооперации есть путь построения полного социализма в нашей стране.
Третий способ — составление тезисов. Тезисом называется сжатое, коротко выраженное (в виде отрицания или утверждения) определенное положение. Тезисы это более сжатый вид записи, чем конспект. В тезисе мы обобщаем материал так, что он представляет собой как бы сжатую пружину. Тезисом можно назвать короткое утверждение, которое требует доказательства, т. е. в тезисах обыкновенно доказательства подразумеваются, но не пишутся.
Составление тезисов сложная и трудная задача, но эта работа помогает хорошему усвоению, так как при составлении тезиса переработка прочитанного проходит довольно напряженно и это оставляет глубокие следы в мозгу.
В отличие от указанных «простых» тезисов бывают и «сложные» или так называемые развернутые тезисы, когда пишутся положения и основные доказательства.
Как составлять тезисы? В этом деле трудно дать исчерпывающие указания. Обыкновенно тезисы составляются при повторном чтении. Прочитав книгу или часть ее, прорабатывающий задумывается над прочитанным и определяет, сколько основных положений можно выделить из прочитанного, т. е. в уме или на бумаге составляет план прочитанного. Затем, просматривает мысли и доказательства, относящиеся к первому основному положению и, обобщая все сказанное в уме, записывает сжатое утверждение, положение. Это первый тезис. Затем, обобщая все сказанное, относящееся ко второй основной мысли, формулирует и записывает второй тезис и т. д.
Возьмем тот же отрывок из статьи Ленина «О кооперации». Как по нему составить тезисы? Читаем первый абзац. Основную мысль этого абзаца можно бы сформулировать в виде следующего утверждения или тезиса:
1) У нас недостаточно обращается внимания на кооперацию, между тем после Октября в условиях НЭП'а она действительно приобретает то решающее значение, о котором старые кооператоры напрасно мечтали в капиталистическом обществе.
Затем, прочитав второй абзац, формулируем новый тезис, примерно так:
2) Широко кооперировать все население пролетарского государства, это значит построить социализм в нашей стране. Для полного построения социализма у нас есть все необходимое (власть пролетариата, крупная госпромышленность, союз пролетариата с крестьянством и возможность кооперирования как средство подчинения частных интересов общественным).
На первых шагах проработки, составление тезисов будет казаться трудным, но со временем выработается некоторый навык в этом деле и работа пойдет легче. Особое внимание необходимо обращать на то, чтобы тезис выражал точно положения автора, чтобы он правильно обобщал прочитанное. Только такие тезисы будут большим подспорьем как при обсуждении вопросов на кружке, так и впоследствии, когда нужно будет с помощью их восстановить в памяти прочитанное или воспользоваться ими в жизни на практике.

Продолжение книги ...


   Последние добавления

В библиотеку добавлена книга Новый этап, повествующая о новой системе народного образования в РСФСР, изданная в 1925 г.



Выложена составленная В. М. Познером Книга для чтения для сокращенных школ политграмоты. Выпуск I, изданная в 1925 г.



Добавлена книга Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах, изданная в 1956 г



Опубликован сборник очерков Сельский учитель, вышедший из печати в 1954 г. в издательстве "Московский рабочий".



Добавлена книга Русские методисты-словесники в воспоминаниях, изданная в 1969 г.

  

   При цитировании любых материалов с сайта Педобзор.Ру гиперссылка обязательна