Эскорт в Москве только в MOLLY/24
   Последние добавления

Опубликовано пособие Как заниматься само образованием, вышедшее из печати в 1929 г. в издательстве "Прибой"



Добавлено методическое указание по подготовке рабочих кадров Лабораторная система занятий за 1930 г.



Выложена брошюра Л. И. Красногорской Роль семьи в воспитании дошкольника, изданная в издательстве Учпедгиз в 1955 году.



Опубликован критико-биографический очерк Е. Покусаева Н. Г. Чернышевский, изданный Саратовским издательством в 1955 г.



Опубликованы главы из сборника Мать и дитя, затрагивающие некоторые вопросы законодательства в области прав матерей прошлых лет, изданного Горьковским издательством в 1955 г.


Составление заданий


"Лабораторная система занятий"
Главпромкадр, М.-Л., 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Общие принципы построения задания.
1) Задание, раздаваемое в отпечатанном виде каждому бригадиру данной бригады (ячейки, звена), должно кратко отражать в себе весь рабочий процесс учащегося по даннюй теме, но главным образом ту часть процесса, которая связана с самостоятельной работой учащегося.
2) Задание выполняет организующую и стимулирующую роль работы учащегося. Однако его задача не заменить полностью преподавателя, а лишь заместить непосредственное сплошное руководство преподавателя этой работы.
Поэтому при работе по заданию следует широко применять консультацию преподавателя как один из важнейших факторов, организующих работу учащихся.
3) Разработка основной части задания, т. е. части, касающейся самостоятельной работы учащихся, различна для разных групп школ в зависимости:
а) от степени подготовки учащихся,
б) от степени их развития;
в) от специфичности разных предметов, преподаваемых на этих группах.
4) Сроки заданий по отдельным дисциплинам при твердом расписании могут быть постoянными обязательными для всех дисциплин (1—2 декады) и различными в зависимости от характера, объема и сложности темы. Сроки устанавливаются цикловыми (предметными) комиссиями, но с таким расчетом, чтобы период времени между вводными, промежуточными и заключительными беседами по каждой теме не был слишком длинным — примерно 1—1 1/2, максимум 2 декады. Это требование объясняется тем, что эмоциональная «зарядка.), получаемая учащимися во время вводных и промежуточных бесед, постепенно теряет свой стимулирующий характер, вследствие чего необходима повторная «настройка».
5) Задания должны заключать в себе регламентирующие указания, дающие учащемуся возможность проявить свою инициативу и активность.
6) Каждое задание должно быть строго дозировано. В нем необходимо указать время, которое отводится на вводные беседы, на промежуточные и заключительные беседы и на конференцию.
7) В заданиях учитывается только время, отведенное по учебному плану, необходимое для выполнения всего процесса работы по данной теме. Внелабораторное время и в частности домашние занятия в задании в смысле времени не принимаются в расчет.
8) Работа по заданию выполняется бригадами (ячейками, звеньями), число членов которых устанавливается методическими совещаниями и предметными комиссиями в зависимости от рода дисциплины, числа учебных руководств, учебных пособий в данной лаборатории и пр.
9) Учет работы по данной теме производится:
а) коллективно — для учета работы бригады и
б) индивидуально — для учета работы каждого члена бригады.
10) В заданиях необходимо предусмотреть (в зависимости от рода дисциплины, характера темы, реальных условий работы и пр.) возможность работы по принципу сложного сотрудничества учащихся (сложной кооперации).
Составные элементы задания, обусловленные указанными принципами:
1. Тема, даваемая в форме, соответствующей материалу проработки и обеспечивающей проявление самостоятельной мысли учащегося.
2. Подтемы, содержащие в себе отделы основной темы, детализирующие эту тему.
Примечание. Такое деление необходимо только при объемистых темах; при темах же менее крупных сама «подтема» подставляется на место «темы».
3. Целевая установка, дающая учащемуся:
а) осознание той цели, ради которой он приступает к работе по данной теме;
б) понимание жизненно-практических и производственных возможностей, использования полученных знаний, умений и навыков;
в) увязка прорабатываемой темы с проблемой социалистической реконструкции народного хозяйства в границах этой темы.
П р и м е ч а н и е. В печатных заданиях по каждой теме, раздаваемой учащимся, все указанные моменты целевой установки даются в самом кратком, сжатом виде; подробное развитие их осуществляется в вводных и промежуточных беседах.
4. В заданиях дается материал-максимум (для наиболее активных и развитых учащихся) и материал-минимум, обязательный для всех учащихся.
5. В задании точно (по-странично) указываются отделы, главы и параграфы соответствующей и имеющейся на руках учащихся или в кабинете (лаборатории) литературы, отдельно для мате-риала-минимум и отдельно для материала-максимум.
6. Выделение моментов темы, которые требуют применения:
а) исследовательского,
б) иллюстративного,
в) демонстрационного метода,
г) экскурсий.
7. Указание на те наглядные пособия, (модели, аппараты, машины и пр.), которые выставляются в лаборатории для данных занятий и краткая инструкция их изучения.
8. Время, необходимое для данного выполнения задания в целом и по отдельным его пунктам (дозировка), что варьируется по разным дисциплинам и разным группам в связи со степенью подготовки и развития учащихся.
9. Дозировка времени вводных, промежуточных и заключительных бесед и групповых конференций.
10. Последовательность выполнения работы над данным материалом (план проработки).
11. Контрольные вопросы:
а) на успеваемость знаний в теоретической части,
б) на обобщение и углубление в практическом применении.
К вопросам первого рода (на «успеваемость») относятся те вопросы, ответы на которые находятся непосредственно в учебной литературе. Эти вопросы дают возможность:
а) учащимся производить самопроверку своих знаний индивидуально и коллективно в бригаде;
б) преподавателю — выяснить, имеется ли определенный запас знаний у учащихся.
К вопросам этого рода (на «обобщение») относятся те, которые «выводят» за пределы изучаемой книги, но основаны на проработанном материале; здесь уже проявляется творческая деятельность учащихся, уменье применять знания к решению некоторых жизненно-практических, производственных вопросов и т. д.; здесь ют учащихся требуется умение синтезировать свои знания и притом не только в границах материала данной темы и данной дисциплины, но выходя за них, увязывая свои ответы с материалом и ранее проработанных тем, а также и с другими дисциплинами. Степень сложности и трудности вопросов этого ряда определяется возрастом учащихся, их подготовкой, развитием и специфическими особенностями данной дисциплины.
К контрольным «вопросам» следует относить и всякие задачи как теоретического, так и практического характера; сюда же может относиться также и предложение что-либо сделать: произвести опыт, обмер, осмотр и т. д.
12. Указание на способы фиксации учащимися итогов проработки (рисунки, чертежи, диаграммы, записи в тетради, протоколирование опытов, тезисы, планы докладов, конспекты и т. д.).
Во избежание перегрузки учащихся письменными формами фиксации необходимо в цикловых комиссиях учитывать время, потребное для оформления итогов работы тем или иным способом ло разным дисциплинам.
Все вышеуказанные моменты должны быть принимаемы во внимание при составлении заданий, но это, однако, никоим образом не должно вести к громоздкости и большому объему заданий. Последние должны быть составлены в форме кратких, лаконических фраз, написанных вполне доступным для понимания учащихся языком, но в то же время дающих четкие руководящие вехи для самостоятельной работы и ясную картину этой работы. Все детали, разъяснения, указания и пр. проводятся преподавателем в вводной и промежуточных беседах.
13. Конкретные указания жизненно-практических применений приобретенных знаний, умений и навыков:
а) в учебных мастерских школы и учебном хозяйстве ее,
б) на производстве,
в) в общественно-полезной работе (в клубе, в кружках, в стенгазете, на производственном совещании, среди рабочих, в колхозе, совхозе, в домашнем быту, среди населения и т. п.).

Продолжение книги ...


   Последние добавления

В библиотеку добавлена книга Новый этап, повествующая о новой системе народного образования в РСФСР, изданная в 1925 г.



Выложена составленная В. М. Познером Книга для чтения для сокращенных школ политграмоты. Выпуск I, изданная в 1925 г.



Добавлена книга Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах, изданная в 1956 г



Опубликован сборник очерков Сельский учитель, вышедший из печати в 1954 г. в издательстве "Московский рабочий".



Добавлена книга Русские методисты-словесники в воспоминаниях, изданная в 1969 г.

  
венеция

   При цитировании любых материалов с сайта Педобзор.Ру гиперссылка обязательна