Последние добавления

Опубликовано пособие Как заниматься само образованием, вышедшее из печати в 1929 г. в издательстве "Прибой"



Добавлено методическое указание по подготовке рабочих кадров Лабораторная система занятий за 1930 г.



Выложена брошюра Л. И. Красногорской Роль семьи в воспитании дошкольника, изданная в издательстве Учпедгиз в 1955 году.



Опубликован критико-биографический очерк Е. Покусаева Н. Г. Чернышевский, изданный Саратовским издательством в 1955 г.



Опубликованы главы из сборника Мать и дитя, затрагивающие некоторые вопросы законодательства в области прав матерей прошлых лет, изданного Горьковским издательством в 1955 г.


Заучивание правил


А. И. Елкина. "Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1956 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Проследим, как проходит заучивание правил на уроке во II классе.
Тема урока. Правописание мягких согласных.
Цель урока. Обеспечить сознательное усвоение точной формулировки правила правописания слов с мягким знаком в конце и середине слова.
В начале урока учительница предложила детям вспомнить, когда в словах пишется мягкий знак. Опрошенные отвечали правильно, но никто из них не дал точной формулировки правила. Учительница постепенно добивается уточнения формулировки. Приводим эту часть урока.
Учитель: — Придумайте слова, в которых мягкий знак нужно написать в конце слова.
Учащиеся: — Конь. - День. — Сеть.
— Почему в этих словах пишется на конце мягкий знак?
— Мы их говорим мягко.
— Какой звук произносится мягко в слове конь?
— Звук н.
— Где находится звук н?
- На конце (слова).
— Значит, если согласный звук в конце слова слышится мягко, то после согласной буквы нужно писать мягкий знак. Повторите это правило.
(Дети хором повторяют.)
— Придумайте слова, в которых мягкий согласный звук стоит в середине слова.
- Коньки. - Мальчики. - Деньги. - Пеньки.
— Правильно. Теперь объясните, почему в этих словах нужно писать мягкий знак?
- В середине (звук) слышится мягко.
— Что слышится мягко в середине слова?
- Согласный звук.
— Значит, если согласный звук в середине слова слышится мягко, то тоже нужно писать мягкий знак. Скажем все вместе это правило.
(Дети повторяют хором.)
— А теперь подумайте, как бы два правила, которые мы сегодня повторили, соединить вместе?
(Поднимают руку сильные учащиеся.) — Если согласный звук в конце и середине слова слышится мягко, то нужно написать мягкий знак.
- Верно, очень хорошо. Такое правило у меня записано на доске (открывает запись). Прочитайте его сначала про себя, а потом почитаем все вместе вслух.
(Дети читают правило, записанное на доске.)
Затем проводится письменная работа: учащиеся придумывают примеры и после коллективного анализа записывают их под диктовку учителя. Введение письменной работы в данный момент урока обусловлено тем, что ученики II класса утомляются при проведении устных упражнений, их внимание рассеивается. После записи нескольких слов с мягким знаком снова переходят к усвоению точной формулировки правила. Приводим данную часть урока.
Учитель: — Кто уже запомнил правило?
Учащиеся: (Отвечают более сильные ученики.)
— Все должны хорошо запомнить это правило, чтобы научиться писать без ошибок.
- Если согласный звук в конце или середине слова произносится мягко, то после согласной буквы нужно писать мягкий знак.
— Повторим еще раз все вместе.
(Дети хором читают правило, записанное на доске.)
— Теперь я закрою это правило, а вы постарайтесь его припомнить.
- Если... слышится мягко в конце и середине, то нужно писать мягкий знак (отвечает слабая по успеваемости ученица).
— Ты еще не запомнила, послушай, как будут отвечать другие.
(Несколько учеников повторяют правило.)
— Еще раз все вместе попробуем вспомнить это правило.
(Дети хором говорят правило.)
— Дома по учебнику выучите это правило наизусть. Сами придумайте и запишите 5 слов с мягким знаком в конце и середине слова. Можно поискать слова в книге для чтения «Родная речь» и выписать их в тетрадь.
В описанном уроке учительница опиралась на знания, имеющиеся у детей, и правильно подвела учащихся к осознанию формулировки правила.
Включив практическое применение правила, учительница облегчила понимание его детьми и способствовала его запоминанию.
При повторении известного детям правила внесены элементы нового: объединение двух известных детям обобщений в одно, более сложное. Осознание и первоначальное заучивание формулировки правила на уроке положило начало прочному запоминанию. Дома учащиеся должны будут выучить это правило, руководствуясь указаниями учителя о приемах заучивания.
Заучивание правила, в отличие от стихотворения, постоянно сочетается с практической работой детей (придумывание примеров на данное правило, выполнение упражнений, в которых требуется применить новое правило и т. д.).
Наблюдения показывеют, что учащиеся легче усваивают правило, если учитель ведет их от частичных обобщений к более полным. Покажем это на примере. Учительница 644-й школы Л. А. Жучкова должна была на уроке арифметики сообщить учащимся следующее правило: «Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, надо от большего числа отнять меньшее». В ходе урока учительница сделала частичные выводы, чтобы постепенно подвести учащихся к сознательному усвоению правила.
Первый вывод был сделан учительницей после решения задачи при проверке домашнего задания. Вывод относился непосредственно к решению данной задачи, но в нем были и элементы более широкого обобщения.
Задача. У Юры было 8 слив, у Пети 5 слив. Каждый из них съел по 5 слив. У кого остались сливы и сколько осталось?
После проверки решения данной задачи с использованием наглядных пособий учительница сделала заключение:
— Значит, у Юры слив столько же, сколько у Пети, да еще три сливы. Как узнать, на сколько слив у Юры больше? Надо из большего числа (от 8) отнять меньшее число (5). Каким действием мы узнавали, на сколько одно число больше другого? (вычитанием)
Затем учительница показала решение другой задачи на кубиках, чтобы учащиеся лучше осознали, а потом и запомнили правило.
В процессе выполнения упражнений по учебнику еще раз повторили правило.
В конце урока многие ученики уже могли точно воспроизвести формулировку данного правила. Такое постепенное заучивание правила является целесообразным во II классе. При условии многократного возвращения к новому правилу учащиеся хорошо усваивают его формулировку на самом уроке.
Последующая работа по применению правила при выполнении разнообразных упражнений также помогает прочному усвоению правила. При этом важно обеспечить и в дальнейшем систематическое повторение правила в его точной формулировке, тогда оно запоминается надолго.
В целях выяснения степени прочности запоминания орфографических правил, усвоенных учащимися в I классе, была проведена проверка их в начале нового учебного года во II классе. Проверка проводилась во II Б классе 644-й школы. При оценке прочности знаний принимались во внимание нормы оценок Министерства просвещения РСФСР и требования, указанные в методической литературе для начальных классов. Учитывалось умение найти нужную орфограмму, воспроизвести формулировку правила, обосновать написание того или иного слова, практически использовать правило при письме.
Для проверки прочности знаний учащимся даются задания, подобные следующим.
1. На узнавание, выделение нужной орфограммы
Прочитай предложение («Мальчики играют в лапту») и найди в нем слова с ь.
2. На воспроизведение раннее полученных знаний
Скажи, когда пишется 6 в середине слова? (вспомни правило, приведи пример)
3. На обоснование
Прочти предложение и скажи, какие правила нужно знать, чтобы все слова написать без ошибки.
«Мальчик поймал ежика».
Почему в слове «ежика» после ж написана буква и? Придумай еще слова на это правило.
4. На применение знаний
Напиши слово «конь». Объясни, почему это слово написано с ь?
Путем индивидуальной беседы было проверено 20 учащихся.
Выяснилось, что учащиеся безошибочно узнают слова на изученные правила, выделяют их среди других и умеют по-своему объяснить, почему слова пишутся так, а не иначе.
Приводим некоторые данные проверки.
Вопрос. Почему слово «школьники» написано с мягким знаком?
Ответ. Звук л мягкий. Без мягкого знака будет «школники».
Ученики проявили умение разделить слово на слоги для переноса, определить количество звуков в слове, выделить гласные и согласные звуки.
Хорошо сохранились знания о правописании большой буквы в именах собственных.
Вопрос. Скажи, какие слова пишутся с большой буквы?
Вспомни правило, которое учили в I классе. Ответ. Предложение начинается с большой буквы. Имя человека, клички животных пишутся с большой буквы.
Задание. Придумай и скажи слово, которое нужно написать с большой буквы. Ответ. Таня.
Вопрос. Почему это слово нужно написать с заглавной буквы?
Ответ. Потому что это имя девочки. Хорошо запомнили все учащиеся правило правописания гласных после шипящих, так как в учебнике оно сформулировано кратко и просто.
Вопрос. Почему в слове «ежик» после ж написана буква ы?
Ответ. Потому что есть такое правило: жи-ши пишется с буквой и.
Так отвечают все двадцать опрошенных учеников. Слабо усвоена большинством учащихся точная формулировка правила правописания мягкого знака в конце и середине слова. Дети понимают, почему ставится мягкий знак в словах, научились обозначать мягкость согласных на письме, а формулировку правила забыли, так как она трудна для запоминания.
Вопросы на обоснование оказались трудными для учащихся. Это объясняется тем, что они не научились еще замечать орфографическую трудность в слове и соотносить ее с определенным правилом правописания. Многие ученики в предложении «Мальчик поймал ежика» заметили только одну орфографическую трудность — правописание гласной после щипящей.
Задание на применение знаний все ученики выполнили хорошо.
Задание. Напиши имя мальчика (ученица пишет слово Миша с большой буквы).
Вопрос. Почему это слово ты написала с заглавной буквы?.
Ответ. Потому что это имя мальчика (так ответили все опрошенные ученики).
Таким образом, проверка знаний учащихся II класса показала, что правила в точной формулировке лучше сохраняются в том случае, если они изложены кратко. Эти правила легко воспроизводятся учащимися после длительного летнего перерыва, т. е. без подкрепления их путем упражнений и повторения. Следовательно, чтобы обеспечить сознательное и прочное усвоение учащимися определений и правил, необходимо, сохраняя научность, предельно упростить их формулировку.
В учебники для начальной школы включены не все" правила, изученные в предыдущем классе.
Это обстоятельство чрезвычайно затрудняет их повторение. Чтобы восполнить данный пробел, некоторые учителя II класса прибегают к записи ранее изученных правил при повторении их в начале учебного года.
Во II Б классе 644-й школы учительница ввела справочную тетрадь, в которую учащиеся вносили повторяемые на уроках правила и подбирали (коллективно) примеры к ним. Это мероприятие, как показала проверка, способствовало прочности усвоения знаний. Справочную тетрадь, заменяющую собой справочную страничку в учебнике, учительница продолжает вести и в III классе.
В чем состоит особенность организации работы по заучиванию учебного материала во II классе?
Заучивание учебного материала во II классе осуществляется главным образом на уроке, под непосредственным руководством учителя. При организации дословного заучивания различного по содержанию учебного материала (стихотворения, правила, таблицы умножения и деления и др.) учитель прежде всего добивается сознательности усвоения, используя разнообразные приемы работы. С этой целью проводится подготовительная работа, предшествующая заучиванию, которая направлена на воспроизведение знаний, необходимых для сознательного восприятия нового, привлекается личный опыт ребенка, демонстрируются наглядные пособия и т. д. Учитель стремится выяснить значение тех слов и выражений, которые могут затруднить осознание содержания текста. Заучивание правил, в отличие от стихотворений, проводится в сочетании с практическими заданиями (придумывание примеров, выполнение упражнений), что способствует лучшему осознанию и прочному запоминанию их учащимися.
Организуя заучивание на уроке, учитель заботится не только о прочности запоминания, но и об овладении учащимися правильными приемами заучивания, о выработке у них навыков самостоятельного заучивания материала из учебника.
Лучшие учителя проводят индивидуальную работу с учащимися, которые еще не овладели правильными приемами заучивания наизусть, что помогает прочности запоминания программного материала всеми учениками класса.

Продолжение книги ...


   Последние добавления

В библиотеку добавлена книга Новый этап, повествующая о новой системе народного образования в РСФСР, изданная в 1925 г.



Выложена составленная В. М. Познером Книга для чтения для сокращенных школ политграмоты. Выпуск I, изданная в 1925 г.



Добавлена книга Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах, изданная в 1956 г



Опубликован сборник очерков Сельский учитель, вышедший из печати в 1954 г. в издательстве "Московский рабочий".



Добавлена книга Русские методисты-словесники в воспоминаниях, изданная в 1969 г.

  
Заказать мешки полипропиленовые. . Штампы от 200 руб. Доставка: штампы.

   При цитировании любых материалов с сайта Педобзор.Ру гиперссылка обязательна