Последние добавления

Опубликовано пособие Как заниматься само образованием, вышедшее из печати в 1929 г. в издательстве "Прибой"



Добавлено методическое указание по подготовке рабочих кадров Лабораторная система занятий за 1930 г.



Выложена брошюра Л. И. Красногорской Роль семьи в воспитании дошкольника, изданная в издательстве Учпедгиз в 1955 году.



Опубликован критико-биографический очерк Е. Покусаева Н. Г. Чернышевский, изданный Саратовским издательством в 1955 г.



Опубликованы главы из сборника Мать и дитя, затрагивающие некоторые вопросы законодательства в области прав матерей прошлых лет, изданного Горьковским издательством в 1955 г.


2-й концентр II ступени и техникумы


Б. А. Плюснин-Кронин. "Новый этап"
Новая система народного образования в РСФСР и новые программы Государственного Ученого Совета
Изд-во "Работник просвещения", М., 1925 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

а) Государственная задача 2-го концентра.
Следующая ступенька образовательной лестницы, определяющаяся общеобразовательным минимумом 2-го концентра II ступени, состоит, кроме этого 2-го концентра, из техникумов. Естественный переход в эту ступень — из семилетки, и 1-го концентра II ступени, из школ фабзавуча и крестьянской молодежи и профшколы. В нормальных условиях все эти типы должны будут замениться одним: 2-м концентром I ступени с ярко выраженным уклоном с производственной базой в той или иной области, и широким политехническим подходом как к этой базе, так и ко всем явлениям общественной жизни. Основная государственная задача 2-го концентра намечается совершенно отчетливо и в значительной мере определяется тем обстоятельством, что как раз по окончании его молодой гражданин получает право гражданства СССР и избирательное право (18 лет).
Подготовка к сознательному пользованию этими правами, подготовка к общественно-политическому гражданству и наполняет содержанием общеобразовательную и общественно-политическую часть работы 2-го концентра. Глубоко прав М. Н. Покровский, когда на III совещании наркомпросов он указывал, что мы фальсифицируем нашу общественность, если забываем о всей важности этой задачи. Очевидно, что элемент общественно-политический выступает здесь на первый план, и во всех школах, равняемых по 2-му концентру II ступени, на постановку общественно-политического воспитания и образования должно быть обращено большое внимание.
В образовательном отношении эта ступень имеет своей целью научное обобщение всего проработанного ранее материала, завершение научного обоснования всей работы над даваемым жизнью материалом и углубление в области той специальности, влечение к которой выявилось уже из способностей у данных учащихся за предыдущие периоды их работы. В общественно-политическом отношении от изучения форм, конструкции и взаимотношений и происхождения их в современности учащийся подходит к построению прогноза их дальнейшего развития, к путям и методам построения социализма. Определенно действенное и непосредственное участие в общественно-политической жизни строится уже таким образом, чтоб учащийся практически, в процессе этого участия, с лабораторной проработкой, под руководством школы, накопленных в нем опытов и наблюдений, широко и основательно подготовился к разумному пользованию правами и добросовестному выполнению обязанностей, выпадающих на его долю с наступлеаием гражданского совершеннолетия.
Что же касается материала, на котором педагогически, идет работа школ в этом направлении, то он определяется уклоном школы, который на этой ступени мыслится уже значительно уже и глубже, чем на предыдущей. Мы стремимся под всякую школу II ступени подвести определенную производственную базу и всей работе школы придать целевой характер. Те требования, которые мы указывали по отношению к I ступени, здесь значительно углубляются, усиливаются, связь школы с общественностью, участие в общественно-полезном труде, творческий, самостоятельный характер работы учащихся, выработка активности широкого кругозора, навыков к коллективной работе и общественной жизни,— все это принимает уже ультимативный характер в отношении правильно построенной школы II ступени. Однако, до полного выполнения этих требований на практике еще далеко. Это опять же преимущественно путь, по которому мы должны вести II ступень.
Главнейшее препятствие к правильной организации, конечно, наша вопиющая нужда. Перестройка школ II ступени на основах новых требований, пред'являемых к ним, тормозится трудностькк связать их с производством, несовершенная организация которого зачастую никак не может удовлетворить общепедагогическим требованиям. Оборудование же II ступени своими мастерскими и лабораториями не под силу нашим материальным возможностям и очень легко может придать школе нежелательный ремесленный уклон, тогда как главная наша ориентация — на крупную индустрию, которой несомненно принадлежит будущее. В области сельского хозяйства, в отношении деревенской школы, эта задача несколько легче. Здесь, в качестве производственной базы, могут быть использованы не только школьные земельные участки, которые теперь должны быть отведены каждой школе, но и индивидуальное хозяйство школьников и их семей, с применением метода заданий и опытов, исходящих от школы, и е научной обработкой школой накопляющихся в работе отдельных школьников опытов и материалов, а также работа агро-пунктов, опытных полей и совхозов.
б) Городская школа II ступени.
На 2-й концентр городской школы II ступени было больше всего нападок. Вполне понятно, что далеко не всякая школа II ступени может избрать своей производственной базой фабрику или завод; школа, находящаяся в центре большого города, в этом отношении бессильна. Не только при современном, но и при нормальном состоянии нашей промышленности это будет невозможно, и сейчас нужно признать, что действительно нередко городская школа II ступени, особенно 2-й ее концентр, не имея четкой производственной базы и целевой установки, готовит, по выражению представителей Комсомола, „балбесов". И не случайно представители Украины отмечали нажим на профшколы, заменяющие у них II ступень, со стороны новой буржуазии, а А. В. Луначарский констатировал вырождение этой профшколы в старшие классы старых реальных и коммерческих училищ. Всякая школа, не создавшая себе в той или иной форме производственной базы и целевой установки, ведущей к подготовке практически нужных в нашей республике работников, неизбежно осуждена на вырождение и гибель, ибо это — не трудовая школа.
И решительно неверно, что в городской, незаводской обстановке этой производственной базы найти нельзя. Неужели индустрией и сельским хозяйством исчерпывается весь комплекс нашей хозяйственной и государственной жизни? А громадная, имеющая неизмеримое будущее, область коммунального хозяйства? А медицина? Санитария? Вопросы рациональной организации финансовых, торговых, распределительных, планирующих й учитывающих аппаратов? Работа в области охраны труда, общественной санитарии, борьбы с детской смертностью и беспризорностью (острая сегодняшняя задача), работа по кооперации, сберегательные и страховые кассы, статистика и многие отрасли общественной работы дают вполне реальную, вполне осуществимую и общественно-необходимую базу для построения и городской, „буржуйской", по аттестации комсомольцев, школы, дают полную возможность и в ней осуществить те же принципы единой трудовой школы, выполнять те же единые задания. На опасения, что городская девятилетка наполняется преимущественно детьми мелкой буржуазии, вполне основательно возражает Н. К. Крупская, указывая, что пребывание их в течение девяти лет в настоящей трудовой школе несомненно перевоспитает их вполне в желательном для нас направлении.
Наконец, нельзя же забывать и о тех детях, независимо от их классовой принадлежности, у которых имеется ясно выраженное устремление не к непосредственной практической деятельности, а к чистой науке, к лабораторным изысканиям; нужно дать им путь к науке. А, с другой стороны, серьезно и много говоря о новом быте, новой культуре, не выбросим же мы за борт все искусство, роль которого в этой области строительства весьма важна и серьезна. Будем же мы вести подготовку новых, революционных, в нашем духе воспитанных, нашим мировоззрением проникнутых художников, архитекторов, скульпторов, музыкантов, певцов и литераторов. Пусть это не первоочередная задача, и мы большой и действенной доли внимания ей сейчас не уделим, но опять-таки, с точки зрения единых принципов трудовой школы, имеет полное право на существование и школа с эстетическим уклоном, и единую общегосударственную задачу при правильной постановке выполнит и она, поскольку эстетическое воспитание мы считаем обязательным в школе. Где же строить такие школы, как не в городах, где сосредоточены лучшие произведения всех родов искусства, где наиболее возможно осуществить производственность обучения ему? Другое дело — кто заполнит эти школы. И ясно, что классовый принцип — шире дорогу к знанию и искусству детям пролетариата и беднейшего крестьянства! — определит подбор учащихся и в этот тип школы. Столь же ясно, что в первую очередь таких школ строить мы не будем и к сети их отнесемся весьма строго.
в) Техникумы.
В отношении базирования воспитательно-образовательной работы на производственной базе, строящиеся часто при производстве техникумы, параллель 2-го концентра в общеобразовательном отношении, но носящие уже чисто профессиональный характер, до сих пор вытесняли нормальный тип II ступени и оказывались жизнеспособнее, приспособляясь к потребностям производства за счет общеобразовательной и политехнической части программы и зачастую переходя на путь узкой специализации, что обусловливается нахождением их в ведении органов профобразования. И наша текущая задача с этой резко выраженной профессионализацией бороться, разрабатывать способы полного производственно-организованного синтеза общеобразовательных и общественно-политических знаний с техническими навыками и знаниями.
В отношении же II ступени работа наша должна итти по приданию более практического, более производственного характера всей ее работе, более четкой целевой установки, отнюдь не ослабляя общественно-политической и общеобра зовательной части работы. Словом, и здесь речь идет о том же синтезе, и постепенное сближение техникумов с нормальной школой II ступени, в отношении общего уровня научного и политического развития, намечается самой жизнью.
На III совещании наркомпросов представитель Главнауки Украины А. П. Машкин отмечал, что, если ко II ступени мы также пред'являем требования установки и производственной базы, то между ней и техникумами разницы нет.
Фактически разница очень значительна: в жизни школа II ступени слишком часто является словесной, теоретической школой, техникумы же не менее часто носят узко-профессиональный характер. Что же касается дальнейшего, то возможно, что в результате предпринятой реформы школ II ступени, название техникума и сохранится для школ II ступени, построенных на индустриальной базе, так же, как в настоящее время разница между техникумом пониженного типа и профшколой зачастую только в том, что первый работает в области индустрии, а вторая — в области медицины, ремесла или конторского труда.
С этой ступени образовательной лестницы — путь или в высшее учебное заведение, или в жизнь с квалификацией техника, фельдшера, агронома, педагога элементарной школы (временно) и т. д.
Так девятилетним курсом заканчивается по нормальной системе общее образование, выпуская вполне подготовленного к осмысленному восприятию всего комплекса окружающей жизни, сознательного политически и достаточно широко развитого в научном отношении гражданина, чтоб он мог,— без опасности превратиться в „специалиста", который, по мнению Кузьмы Пруткова, „подобен флюсу, ибо полнота его односторонняя",— перейти к получению специальных знаний в высших учебных заведениях.

Продолжение книги ...


   Последние добавления

В библиотеку добавлена книга Новый этап, повествующая о новой системе народного образования в РСФСР, изданная в 1925 г.



Выложена составленная В. М. Познером Книга для чтения для сокращенных школ политграмоты. Выпуск I, изданная в 1925 г.



Добавлена книга Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах, изданная в 1956 г



Опубликован сборник очерков Сельский учитель, вышедший из печати в 1954 г. в издательстве "Московский рабочий".



Добавлена книга Русские методисты-словесники в воспоминаниях, изданная в 1969 г.

  
курсы делового английского языка . Полный каталог услуг: стоимость услуг таможенного брокера.

   При цитировании любых материалов с сайта Педобзор.Ру гиперссылка обязательна