Последние добавления

Опубликовано пособие Как заниматься само образованием, вышедшее из печати в 1929 г. в издательстве "Прибой"



Добавлено методическое указание по подготовке рабочих кадров Лабораторная система занятий за 1930 г.



Выложена брошюра Л. И. Красногорской Роль семьи в воспитании дошкольника, изданная в издательстве Учпедгиз в 1955 году.



Опубликован критико-биографический очерк Е. Покусаева Н. Г. Чернышевский, изданный Саратовским издательством в 1955 г.



Опубликованы главы из сборника Мать и дитя, затрагивающие некоторые вопросы законодательства в области прав матерей прошлых лет, изданного Горьковским издательством в 1955 г.


Семилетка, школа фабзавуча, школа крестьянской молодежи


Б. А. Плюснин-Кронин. "Новый этап"
Новая система народного образования в РСФСР и новые программы Государственного Ученого Совета
Изд-во "Работник просвещения", М., 1925 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

а) Единство и разница.
Продолжая эту мысль дальше, семилетку, ориентирующуюся на примитивное хлеборобство, и школу, черпающую свой материал из правильно организованного совхоза, мы также одинаково назовем единой трудовой школой. Зачем же тогда называть нам как-нибудь иначе ту же семилетку, работающую в условиях не сельского хозяйства, а индустрии, хотя бы и самой крупной?
Раз основной чертой трудовой школы является ориентация ее на окружающую действительность, то совершенно ясно, что школа при фабрике должна так же ориентироваться на фабричное производство, чтоб быть трудовой, как школа деревенская — на сельское хозяйство.
И участие школы в той или иной степени и форме в производстве — или непосредственное, или путем проведения каких-либо вспомогательных работ — обязательно и тут и там.
Таким образом, 1-й концентр II ступени и все соответствующие ему типы и виды школ, в отношении выполнения общегосударственных задач, имеют целью планомерное углубление и расширение знаний и навыков, приобретенных в I ступени, на базе производительного общественно-полезного труда. Ориентировка в окружающей жизни здесь уже шире, углубленнее и по масштабу и по анализу связи изучаемых фактов и явлений с соседними и предшествующими.
Соответственно этому и участие школы в общественно-политической жизни — непосредственнее и действеннее. В ряде школьно-воспитательных учреждений, параллельных с 1-м концентром II ступени, или 2-м концентром семилетки, нужно остановиться на школах фабзавуча и проф-технических школах, находящихся в ведении органов проф-технического образования, и на школах крестьянской молодежи, находящихся в ведении Соцвоса.
Основное отличие их от нормального 1-го концентра II ступени в том, что они вынуждены ориентироваться не столько на задачи равномерного и постепенного развития подростка по нормальной линии, сколько на острые потребности сегодняшней жизни и на давление со стороны тяжелых материальных условий, лишающих подростков возможности продолжать образование по нормальной линии. Дело в том, что экономические и хозяйственные причины часто очень рано отрывают подростка от учения и заставляют итти на работу, на фабрики, на заводы, на помощь семье, и вообще на труд ради заработка. Это одинаково имеет место и в деревенской, и в заводской среде. С этим фактом еще долго придется считаться, школы для этих подростков приходится строить на производственной базе.
Если на фабрике мы этих подростков стараемся уловить школами фабзавуча (фабрично-заводского ученичества), то и деревенская школа II ступени, а в первую очередь школа крестьянской молодежи, также должна организовать свою работу, не отрывая подростка от производства — в данном случае, от индивидуального хозяйства его и его семьи.
б) Школы фабрично-заводского ученичества.
С другой стороны, директива партийного совещания о реорганизации старших групп (2-го концентра) II ступени в техникумы, в целях удовлетворения нужд нашей промышлености в среднем техническом персонале и квалифицированных рабочих, как уже было указано, не могла быть полностью выполнена,— и выполнение этой части директив партийного совещания также в значительной степени выпало на долю школ при производстве.
Производственный момент не только никогда не отрицался нами в отношении и нормальной школы и, наоборот, выдвигался, как весьма важный фактор воспитательной и образовательной работы. Поскольку предполагалось, что в школах фабзавуча все обучение, все развитие должно базироваться на производстве, не теряя политехнизма и общеобразовательных задач, этот тип, до известной степени, выявлял одну из форм реализации наших основных принципов,— так как обучение на базе крупной индустрии мы, опираясь на характеристику его Марксом, всегда считали идеальным осуществлением социалистической трудовой школы.
Однако, на практике производственные задачи заставили снизить общеобразовательный уровень, и политехнизм зачастую заменили узким монотехнизмом. Создался сильный подчас перевес в сторону простого привития учащимся производственных навыков,— и от нормального типа фабзавуч сильно отошел, особенно в первое время. Организационно школы фабзавуча находились в ведении органов профобразования, что подчеркивает их профессиональный характер и не гарантирует единства их общеобразовательной работы с нормальной школой II ступени. Наша цель, в отношении фабзавуча, с одной стороны, захватить этим типом школы всех занятых в производстве подростков, а с другой — организовать их работу так, чтобы в процессе и обстановке производства найти те педагогические возможности, которые создадут политехническое образование вместо узкой специализации.
С точки зрения общего прогресса культуры, будущее принадлежит индустрии, и школа с индустриальной базой, таким образом, прогрессивнее; с другой же стороны, эта индустрия, особенно в современных условиях, сама по себе часто неспособна дать широких горизонтов общегосударственного, общехозяйственного порядка, она сужает поле зрения углубившихся в нее, и здесь очень возможен и очень опасен уклон к машинизации мышления, к узкой специализации, в ущерб общему развитию подростка по нужной нам линии. Узкую, ограниченную специализацию в отношении школ фабзавуча мы считаем недопустимой и вредной по соображениям как государственною порядка, так и невыгодной производственно, так как узость кругозора рабочего отнюдь не содействует повышению производительности его труда. Наоборот, чем ярче у него сознание, что он выполняет одну из маленьких, но необходимых функций общего производственного процесса, чем отчетливее и шире представляет он себе общий ход и цели его, тем продуктивнее будет его труд.
Примеров из жизни можно указать много: работы на субботниках, заготовка белья и материала для раненых и проч. давали чрезвычайно высокую продукцию именно благодаря осмысленности для работающих общего процесса, общей целеустремленности работы. Тот же фактор, хотя и в меньшей мере, влияет на продукцию рабочего и в мирной обстановке. И мы беремся утверждать, что продукция сознательного, развитого рабочего всегда будет выше, чем продукция сильного, но неграмотного рабочего. И вполне сознательно, в интересах и общего под'ема культурного уровня страны и данного производства, настаиваем мы на расширении общеобразовательной и политехнической части их программы: этого требует единство общегосударственной задачи, для выполнения которой нужны не узкие машинизированные спецы, а сознательные культурные работники с широким кругозором.
Это уже полностью осознал Комсомол, много труда и энергии положивший на создание школ фабзавуча,— и сейчас он настаивает на организации фабрично-заводских семилеток при производстве, которые должны стать фундаментом для фабзавуча. В них необходимо найти, наконец, способ организовать синтез общеобразовательного и производственного обучения, крепко бронировать общеобразовательный и общественно-политический минимум в об'еме программ пока 1-го концентра II ступени и бороться с наблюдающейся со стороны хозяйственных органов, предприятий, а отчасти и профсоюзов, тенденцией к узкой профессионализации, к той „американизации", которая крайне мешает общему развитию учащихся.
Кроме того, придется позаботиться — и это уже определенно временная задача — о подготовке не прошедших нормальную школу подростков в об'еме I ступени. И работа в области фабзавуча ка ближайший период определяется новой системой совершенно четко: неуклонное проведение общеобразовательного уровня 1-го концентра II ступени, борьба с узкой профессионализацией и ремесленными уклонами, которые нередко проявляются в фабзавучах, дальнейшее расширение общеобразовательного материала до об'ема 2-го концентра II ступени и привитие профессиональному образованию большего политехнизма, не в ущерб производственным задачам школы. Эта эволюция — путь длинный; в настоящее же время мы имеем фактически школу фабзавуча, строящуюся непосредственно над четырехлеткой и включающую также подростков, никакой школы не прошедших. С этим весьма печальным фактом приходится считаться и равнять фабзавуч не по 2-ому концентру II ступени, как это следовало бы по возрасту учащихся (к производству допускаются подростки не моложе 14 лет), а по 1-му концентру ее.
в) Школы крестьянской молодежи.
Школа с сельскохозяйственной базой, в отношении техники, конечно, долго еще будет отставать от школы с базой индустриальной, хотя работы по электрификации и вообще машинизации сельского хозяйства — вовсе уж не такая отдаленная утопия. С другой же стороны,— как совершенно верно отметил А. В. Луначарский на III совещании наркомпросов, — ничто не дает такого богатого и благодарного материала для общего развития и научных знаний, как природа, как сельское хозяйство. Здесь связь и зависимость между отдельными видами труда, между отдельными частями хозяйственного и общественного аппарата явственнее, доступнее ознакомлению и изучению, а непосредственное соприкосновение с природой, работа над ее материалом является неиссякаемым источником для научного образования. Наиболее законченным типом школы с сельскозяйственной базой являются школы крестьянской молодежи, выдвигаемые самой жизнью. Крестьянские подростки, окончив элементарную четырехлетку, в большинстве случаев возвращаются в хозяйство семьи, не имея возможности продолжать образование в нормальных школах. И только придание следующей ступеньке школы ярко выраженного практического характера, тесная связь работы ее с основным занятием деревенского подростка в деревне и помощь ему в его работе могут привлечь крестьянскую молодежь,— в большинстве своем тянущуюся уже инстинктивно к более высоким, более рациональным формам хозяйства, чем их родительское,— в эти школы, строящиеся непосредственно над четырехлеткой и имеющие трехлетний курс.
Положение их среди нормальных школ II ступени и семилеток еще яснее, чем школа фабзавуча. И не даром на III совещании наркомпроссв со стороны некоторых делегатов (Армения, Грузия) задавались вопросы, почему, собственно, мы называем эти школы школами крестьянской молодежи, когда именно такими должны быть все нормальные деревенские школы?
На IV же совещании наркомпросов представители Украины указывали, что при существующей у них сети сельскохозяйственных профшкол в деревне, строящихся тоже на четырехлетке, они не видят надобности в организации специальных школ крестьянской молодежи. Это возможно. И в наркомпросовском понимании школы крестьянской молодежи — это действительно есть нормальные деревенские трудовые школы, полностью ориентирующиеся на окружающие хозяйственные условия. И если Наркомпрос тем не менее пошел на предложение Комсомола об особом наименовании их, то именно потому, что такими должны быть все деревенские школы,— в действительности же, в массе, они еще совсем не таковы, и производственный момент в них в большинстве случаев выявлен весьма слабо.
Не имея возможности поднять сразу до нужного уровня весь массив деревенской школы, Наркомпрос решил, учитывая тягу деревенской молодежи к интенсификации сельского хозяйства, развернуть, с помощью Комсомола, сеть районных школ крестьянской молодежи, выделив их пока из нормальной сети деревенских школ II ступени и семилеток, и особенно настойчиво и последовательно проводить в них принцип производственного труда и полностью осуществить организацию учебно-воспитательной работы на сельскозяйственной базе, не в виде крупного хорошо организованного совхоза, а в виде рядового индивидуального крестьянского хозяйства школьника и его семьи. В возникновении этого типа школ большую роль может сыграть активность самой крестьянской молодежи, среди которой все шире и шире распространяются сельскохозяйственные кружки и клубы, организуемые Комсомолом. Здесь большую роль может сыграть широко применяемый в американском сельскохозяйственном образовании метод заданий и проектов, выполняемых подростками на своем поле, в хозяйстве родителей, под общим руководством и по указаниям школы.
Здесь мыслится и отчетность учащегося перед школой в выполнении этих заданий, и коллективное обсуждение, и разработка опытов и достижений отдельных учащихся, и совместная работа их на школьном показательном поле и, прежде всего, тщательный учет всех условий и обстоятельств работы и сопоставление их с результатами ее,— что дает сознательное, вдумчивое отношение к производственным процессам.
И несомненно, что и нормальная школьная сеть будет в своей работе ориентироваться на школы крестьянской молодежи, если только они будут правильно организованы и пойдут по верному пути,— и фактически уже сейчас ряд деревенских школ-семилеток просто может быть назван школами крестьянской молодежи. Таким образом, говорить о каком-то совершенно новом, своеобразном типе школ крестьянской молодежи не приходится,— их современное своеобразие только в ярком подчеркивании производственного момента и некотором ослаблении общеобразовательной работы. И ближайшая задача в этой области ясна и проста: организация опорной сети районных школ, называемых школами крестьянской молодежи, над I ступенью, с бронировкой в них общеобразовательного минимума 1-го концентра II ступени и с распространением их влияния на окружающие нормальные школы-семилетки и II ступень, по линии проводимого ими сельскохозяйственного уклона. Смычка школ крестьянской молодежи с нормальной деревенской школой неизбежна.
В результате своего пребывания в школе крестьянской молодежи крестьянский подросток должен вернуться в жизнь хорошо агрономически образованным хозяином, не только практически умеющим вести рациональную агрикультуру, но и обладающим определенными перспективами в отношении дальнейшей его интенсификации. В то же время он должен хорошо ориентироваться в организации сельскохозяйственной кооперации, общих вопросах кооперирования и всего советского хозяйственного, торгового и общественного аппарата. Все это даст ему возможность, значительно повысив продукцию своего хозяйства и рационально реализуя ее, весьма заметно облегчить свой труд и улучшить материальное положение. Государство же будет иметь лишнюю площадь земли, рационально использованную, лишнего крестьянина, сознательно относящегося к общественной и хозяйственной жизни, лишнего более-менее культурного гражданина. Дальнейший путь по этой линии намечается уже переходом от индивидуального хозяйства к сельскохозяйственным артелям, кооперативам и коммунам, дающим возможность широкого применения машинного труда, с электрификацией в заключение.
С другой же стороны, школы крестьянской молодежи, как и школы фабзавуча, должны давать окончившим их подросткам, во-первых, общеобразовательный уровень, выводящий их в среду культурных людей и позволяющий итти дальше в любую школу следующей ступени, при чем теоретически должен быть возможен переход из школы крестьянской молодежи во 2-й концентр II ступени или в промышленный техникум, а из школы фабзавуча — в тот же 2-й концентр или в техникум агрономический. Ибо в правильно организованной школе этого типа политический минимум, дающий подготовку для быстрой ориентации в общих вопросах любой отрасли хозяйственной жизни, должен быть пройден обязательно. И по линии перехода питомцев этих школ на высшую ступень образования одна из следующих задач государства — обеспечить наиболее одаренным детям рабочих и беднейшего крестьянства и материальную возможность продолжения образования путем организации интернатов, выдачи стипендий и других видов материальной помощи.
Принцип отбора здесь, конечно, с одной стороны, неизбежно классовый; с другой же стороны, отбор должен итти по линии выделения наиболее способных, обладающих наибольшими данными для избираемой специальности на основе точного учета их работы в школе и общего внимательного наблюдения за ними.
Это условие выдвигает вопрос об организации точного, об'ективного и полного учета всех областей школьной работы на весьма видное место.
Второй путь — в жизнь. Фабзавуч должен быть организован таким образом, чтобы давать окончившему достаточно, с одной стороны, практических производственных навыков средней квалификации в области своего производства, а с другой — общего развития, общей ориентировки в более широких областях производства, чтобы, вернувшись на фабрику рабочим квалификации выше средней, он после известного стажа при наличии способностей мог стать мастером.
г) Профессиональные школы.
Профессиональные школы (профшколы) строятся преимущественно для подготовки специалистов средней квалификации для непромышленных областей общественно-государственной работы. Мы имеем профшколы, с одной стороны, для подготовки опытных кустарей и ремесленников, с другой же — для тех видов труда, которые не требуют сложной производственной выучки (бухгалтерия, счетоводство, стенография и пр.) или не связаны с широкой ответственностью и узко специальны (низший медицинский персонал, садоводство, огородничество, животноводство и проч). Наиболее слабой стороной современных профшкол является отсутствие зачастую производительно-полезного труда, в котором они принимали бы участие, и слабое оборудование мастерских там, где в них есть потребность. На эту сторону необходимо обратить внимание и связь с производством профшколы сделать крепче и органичнее. Организационно профшколы являются первой ступенью системы профтехнического образования, но в отношении общего образования они должны равняться по 1-му концентру II ступени, то-есть строиться на четырехлетке и по этой линии равняться со всей системой.
Профшколы сильно распространены на Украине, но как раз в отношении общеобразовательном они отстают и носят часто узко-специальный характер. Нормальный путь из профшколы в настоящее время — или в техникум по данной специальности, или в жизнь со средней специальной квалификацией.
д) Сближение типов.
По мере развития правильной научно-построенной организации фабрично-заводского труда, с одной тороны, и машинизации сельского хозяйства, с другой, эта резкая разница между школой на фабрично-заводской производственной базе и школой на базе сельского хозяйства будет все уменьшаться, и единство работы будет все полнее и полнее. Кроме того, нужно вспомнить еще об одной полузабытой в настоящее время идее, которую выдвигал когда-то и пытался осуществить Наркомпрос. В целях широты и разносторонности образования детей, он предполагал организовать циркуляцию школьного населения из города в деревню и обратно: деревенская школа полгода работает в обычной обстановке, а полгода — в городе, при фабрике, сменившись местами с фабричной школой, уехавшей, в свою очередь, на ее место в деревню. Единичные опыты такой циркуляции дали очень хорошие результаты. Практически этот вопрос разработан слабо; осуществлению его в близком будущем мешает ряд непреодолимых технических и материальных трудностей, но в жизненности такого принципа вряд ли можно сомневаться.
В отношении профшколы, с проведением указанной выше реформы ее программ, мы тоже должны будем отметить значительное приближение ее и к школам фабзавуча и к нормальной школе. Если же вспомнить, что и современному 1-му концентру II ступени в свою очередь пред'является требование более отчетливой целевой установки, более практичного производственного труда, более тесной связи с окружающей хозяйственной и общественно-политической жизнью, чем это было до сих пор, то станет ясно, что все эти четыре тина школ, охватываемые общеобразовательным программным минимумом 1-го концентра II ступени, имеют несомненную тенденцию к сближению, а можеть быть даже слиянию, сохраняя индивидуальные особенности только в зависимости от разницы в прорабатываемом материале.

Продолжение книги ...


   Последние добавления

В библиотеку добавлена книга Новый этап, повествующая о новой системе народного образования в РСФСР, изданная в 1925 г.



Выложена составленная В. М. Познером Книга для чтения для сокращенных школ политграмоты. Выпуск I, изданная в 1925 г.



Добавлена книга Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах, изданная в 1956 г



Опубликован сборник очерков Сельский учитель, вышедший из печати в 1954 г. в издательстве "Московский рабочий".



Добавлена книга Русские методисты-словесники в воспоминаниях, изданная в 1969 г.

  
Из чего теплее строить - готовые бани. Не знаешь как построить дачу? . диагностика фольксваген

   При цитировании любых материалов с сайта Педобзор.Ру гиперссылка обязательна