Последние добавления

Опубликовано пособие Как заниматься само образованием, вышедшее из печати в 1929 г. в издательстве "Прибой"



Добавлено методическое указание по подготовке рабочих кадров Лабораторная система занятий за 1930 г.



Выложена брошюра Л. И. Красногорской Роль семьи в воспитании дошкольника, изданная в издательстве Учпедгиз в 1955 году.



Опубликован критико-биографический очерк Е. Покусаева Н. Г. Чернышевский, изданный Саратовским издательством в 1955 г.



Опубликованы главы из сборника Мать и дитя, затрагивающие некоторые вопросы законодательства в области прав матерей прошлых лет, изданного Горьковским издательством в 1955 г.


Школа I ступени


Б. А. Плюснин-Кронин. "Новый этап"
Новая система народного образования в РСФСР и новые программы Государственного Ученого Совета
Изд-во "Работник просвещения", М., 1925 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

а) Основные задачи.
Переходя к задачам школы, мы уже с первой ступени ее сталкиваемся — пока еще в очень не ясном, очень общем наброске — с основными государственными задачами всей воспитательно-образовательной работы.
Первая ступень ставит себе целью дать детям элементарные навыки в области умения читать, писать и считать, общую ориентировку в явлениях и фактах природы и некоторую сумму знаний, "позволяющую им ориентироваться в окружающей их жизни к общественной жизни".
Таким образом, синтезированная триада, лежащая в основе всей схемы новых программ, проявляется полностью здесь.
Труд - природа - общество — три элемента того комплекса, который в качестве окружающей жизни, должен явиться главнейшим, определяющим всю работу школы, поставщиком для нее учебно-воспитательного материала.
Ежегодная повторяемость сезонных явлений природы позволяет совершенно естественно возвращаться к ним из года в год для более углубленной каждый раз проработки. Каждое новое продвижение вперед должно при этом логически вытекать из предыдущей работы, из осознанной большинством детей потребности в этом новом продвижении. Такой подход к обучению чтению, письму, счету, не как к знанию ради знания, а как к тому, что необходимо для продвижения вперед общей работы, которую ведет весь коллектив данной группы школы,— чрезвычайно способствует быстроте и прочности усвоения нового материала, внося в него элемент сознательности и целеустремленности.
В области же воспитательной 1 ступень должна дать привычку к коллективному труду, к проявлению активной инициативы, к вдумчивому исследовательскому подход к заинтересовавшим явлениям и фактам, к примитивным формам взаимопомощи и к осмысленному, вдумчивому отношению к окружающей жизни.
б) Типы и сеть.
Эту первую ступень мы строим сейчас, как четырехлетку. Нечего говорить о том, что только вполне нормально работающая четырехлетка способна полностью выполнить те скромные сравнительно задачи, которые ей ставятся. Углубление ее работы необходимо, и с четырехлеткой, как с нормальной элементарной школой, мы можем только временно, в период тяжкой нужды, мириться, стремясь развить ее постепенным наращиванием старших классов сначала в пятилетку, затем в семилетку и, наконец, в девятилетку. С другой же стороны, наша крайняя нищета и наше вопиющее невежество заставляет нас сегодня мириться с существованием не только четырехлеток, но даже двух-трехлеток,— лишь бы обучить хоть грамоте. И понятно сегодняшнее требование при развертывании сети четырехлеток: первая и очередная задача — отнюдь не закрывать ни одной из этих зачаточных школ, а преобразовать их и стараться наращивать на них этаж за этажом, до уровня четырехлетки и выше.
По статистическим расчетам И. М. Богданова, существующая сеть элементарных школ сможет охватить все детское население соответствующего возраста к 1927 году, так как, благодаря войне и голоду, число детей соответствующего возраста падает,— следовательно, в этой области основной задачей является не столько расширение сети, сколько выравнивание ее, подтягивание отдельных отсталых районов, особенно в области школы национальных меньшинств, которая колоссально отстала от русской школы; вторая задача — упорядочение существующей сети в смысле материального обеспечения ее,— особенно остро обстоит вопрос со школьными зданиями,— а также в смысле перевода работы школы на новые рельсы целиком, что также не мало связано с вопросами материальной базы, так как для успеха этого перевода необходимо снабжение школ хоть минимумом учебной и справочной литературы, кой-какими пособиями, и, в первую очередь,необходимо улучшение материального положения учительства. Сюда же, конечно, примыкает и громадная, страшно спешная работа по повышению политической и педагогической квалификации имеющегося учительства и подготовке, в духе новых требований, свежих кадров его.
в) Задания и уклоны.
Только при наличии всех этих условий можно надеяться, что школа, особенно в деревне,— а о ней главная по масштабу и политической важности наша забота,— станет действительно культурно-общественными дрожжами, войдет в местную общественность, как общественная организация, как некий коллектив, ведущий вместе с другими местными органами общую работу. Задания последнего порядка, до известной степени, выпадают на долю и первой ступени. Мы предъявляем к ней требования не только ориентации в своей работе на окружающую ее жизнь, но и требование быть, хотя бы в старших группах, организацией производственной,— начиная с микроскопического огорода и школьных спектаклей и вечеров и кончая опытно-показательными участками с высокой культурой и действенным участием в местной общественной жизни и работе (присутствие на сходах, помощь в ликвидации неграмотности, в организации ясель и детских домов, участие в статистических переписях, обследованиях, помощь беднейшим крестьянам по уборке полей и проч.). Все это, налагая на школу определенные обязанности по отношению к окружающему населению, определяет в то же время ее „уклон", проводимый все с большим углублением по всем следующим ступеням образовательной лестницы.
На элементарную четырехлетку и на возможно полное выполнение указанных требований нам придется еще долго обращать максимум внимания и энергии, так как, к сожалению, материальная обстановка позволяет только ее строить в полном соответствии с идеальной системой, и влияние ее на все вышестоящие ступени школы должно быть максимальным. На них мы имеем, вместо единого типа школы, уже целый ряд довольно пестрых и разнообразных уклонений от единой школы и, наравне с 1-м концентром II ступени, мы имеем в жизни семилетки и ряд половинчатых, временных, переходных, узко-целевых форм школ. Основной фундамент, в смысле общеобразовательном и воспитательном, в смысле выработки характера и мировоззрения, в современных условиях вынуждена закладывать четырехлетка, подобно тому, как на долю дошкольного воспитания приходится преимущественно закладка фундамента физического и эмоционального развития ребенка. Где бы ни находилась школа, она должна дать одинаковый минимум обшекультурного и общеполитического развития. В этом ее единство. Ориентация же ее на окружающую действительность, стремление стать членом местной общественности и вести производственную работу, не нарушая основного единства, создает уклон, чисто индивидуальный для каждой школы. Две школы семилетки в деревенской обстановке могут сильно отличаться друг от друга в зависимости от особенностей местного хозяйства. Возьмите для сравнения район с высоко развитой культурой льна или конопли и район с преобладанием хлебных культур. Называть по-разному школы, расположенные в этих районах, никому не придет в голову, хотя материал их педагогической работы будет весьма различен.

Продолжение книги ...


   Последние добавления

В библиотеку добавлена книга Новый этап, повествующая о новой системе народного образования в РСФСР, изданная в 1925 г.



Выложена составленная В. М. Познером Книга для чтения для сокращенных школ политграмоты. Выпуск I, изданная в 1925 г.



Добавлена книга Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах, изданная в 1956 г



Опубликован сборник очерков Сельский учитель, вышедший из печати в 1954 г. в издательстве "Московский рабочий".



Добавлена книга Русские методисты-словесники в воспоминаниях, изданная в 1969 г.

  
Душевые кабины для дачи и дома - душевая кабина ido.

   При цитировании любых материалов с сайта Педобзор.Ру гиперссылка обязательна