Эскорт в Москве только в MOLLY/24
   Последние добавления

Опубликовано пособие Как заниматься само образованием, вышедшее из печати в 1929 г. в издательстве "Прибой"



Добавлено методическое указание по подготовке рабочих кадров Лабораторная система занятий за 1930 г.



Выложена брошюра Л. И. Красногорской Роль семьи в воспитании дошкольника, изданная в издательстве Учпедгиз в 1955 году.



Опубликован критико-биографический очерк Е. Покусаева Н. Г. Чернышевский, изданный Саратовским издательством в 1955 г.



Опубликованы главы из сборника Мать и дитя, затрагивающие некоторые вопросы законодательства в области прав матерей прошлых лет, изданного Горьковским издательством в 1955 г.



Эстетические взгляды и литературно-критическая деятельность Чернышевского (продолжение ...)


Е. И. Покусаев. "Н. Г. Чернышевский (критико-биографический очерк)"
Саратовское книжное издательство, 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Чернышевский ратует за глубоко идейную, реалистическую литературу, изображающую жизнь в ее существенных закономерностях. Чрезвычайно важна мысль, что художник может выразить основные тенденции действительности в «преднамеренной» форме, в «заостренном», как бы мы теперь сказали, образе или сюжете, не имеющих прямого, видимого соответствия в жизни.
Реалистическая правда произведения от этого не только не пострадает, но и выиграет. Художественное произведение, оставаясь в области искусства, приобретет, говорит Чернышевский, «значение научное», т. е. глубоко проникнет в содержание и смысл изображаемых явлений жизни и получит огромную силу воспитательного воздействия. Революционный демократ-теоретик решительно выводил за пределы подлинного искусства произведения, скользящие по поверхности явлений жизни, фальшиво идеализирующие дворянско-помещичьи порядки.
Сила таланта в правде. Ошибочное направление губит самый сильный талант.
Чернышевский был врагом формализма, обесценивающего искусство, превращающего его в «пустую забаву».
Весьма злободневно в наше время звучат следующие слова великого демократа: «...художественная форма не спасет от презрения или сострадательной улыбки произведения искусства, если оно важностью своей идеи не в состоянии дать ответа на вопрос: «да стоило ли трудиться над подобными пустяками».
Чернышевский и сегодня наш боевой союзник в борьбе с литературой безидейной, бессодержательной, впадающей в бездумное «художественное» описательство.
Подлинная народность литературы, утверждал Чернышевский, заключается в том, отображает ли она действительность с точки зрения народа, борется ли она за коренные интересы его, обращает ли она внимание на предметы, имеющие важное значение в народной жизни: «форма художественного произведения, — отмечал Чернышевский, — должна быть совершенно народна».
Под народностью художественной формы Чернышевский разумел, как это можно судить по некоторым его высказываниям, простоту, образную яркость языка и слога, лаконичную строгость сюжетно-композиционного построения произведения. Чернышевский писал о Л. Толстом: «Никогда не говорит он ничего лишнего, ...никогда не безобразит он свои произведения примесью сцен и фигур, чуждых идее произведения. Именно в этом и состоит одно из главных требований художественности». В повестях и рассказах Пушкина, Лермонтова, Гоголя критик-демократ находил общее свойство — краткость и быстроту рассказа. Искусственное украшательство, «растягивание сюжета механически подбирающимися подробностями», «цветистое пустословие» безвозвратно губят художественность произведения, затемняют его идею, делают его скучным, невыразительным.
«Из всех недостатков, какие замечаются в современной литературе, самый общий — растянутость и необходимое следствие ее — бледность картин, вялость сцен, пустота и утомительность всего произведения».
Учитывая великую роль передовой отечественной литературы как «учебника жизни», как исключительно действенного инструмента демократического воспитания, как важнейшего духовного оружия в борьбе за революционное переустройство жизни, Чернышевский заявлял: «Особенно нам, русским, должна быть близка и драгоценна сжатость», Чернышевский разумел под этим простоту художественной формы, ее яркость и выразительность.
Эстетика Чернышевского — это не свод отвлеченных понятий о законах художественного творчества. Мыслитель-материалист строил свои теоретические выводы, исходя из запросов общественной жизни, опираясь на богатейший опыт истории литературы, в первую очередь передовой русской литературы.
В то самое время, когда эстетическая мысль на Западе еще находилась в плену идеалистических систем, уводивших литературу от жизни, Чернышевский материалист и демократ обосновал закон, согласно которому подлинно великое искусство черпает свою идейную и художественную силу в теснейшей связи с жизнью, в беззаветном служении народу и родине. Творчество корифеев русской литературы подтверждало этот закон.
Именно под этим углом зрения Чернышевский в своих историко-литературных трудах рассмотрел и оценил деятельность Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Белинского. Чернышевский изучал литературное движение прошлого в связи с историческим развитием общества, борьбой в нем сил реакции и прогресса. Ведущую внутреннюю закономерность исторического развития русской литературы Чернышевский видит в сближении её с со циальной действительностью, в углублении критического начала, что и поставило наше искусство на гранитные основания реализма и народности.
«Евгений Онегин» был первым романом, — утверждал Чернышевский, — изображавшим — и превосходно изображавшим — современное русское общество. Успех его был, можно сказать, беспримерен в русской литературе, а влияние и на развитие литературы и на понятия публики огромно».
Крупнейшей исторической заслугой поэта Чернышевский считал то, что он ввел в «литературу поэзию, как прекрасную художественную форму», выработал русский стих, «дал нам первые художественные произведения на родном языке».
Порой Чернышевский так просветительски энергично подчеркивал эту сторону дела, что впадал в крайности и допускал ошибочные формулировки, противоречащие основным его мыслям о поэте. Так, он утверждал, например, что Пушкин по преимуществу поэт-художник, в произведениях которого выразилось не столько развитие поэтического содержания, сколько развитие поэтической формы. Но сам же Чернышевский проницательно заметил, что у Пушкина «художественность составляет не одну оболочку, а зерно и оболочку вместе».
Надо помнить, что Чернышевскому не была известна в такой мере, в какой известна теперь нам, идейная близость Пушкина к декабристам, не знал критик и подлинного отношения поэта к царизму и крепостничеству.
В целом критик-демократ дал верную характеристику пушкинского наследия. Он высоко ценил в творениях поэта гуманистическое и патриотическое содержание, кипенье «образованной мысли». Творения Пушкина, утверждал Чернышевский, создали новую русскую литературу и будут жить вечно.
«В истории русской образованности Пушкин занимает такое же место, как и в истории русской поэзии... да будет бессмертна память людей, служивших Музам и Разуму, как служил Пушкин», — такими проникновенными словами Чернышевский заключал одну из своих статей о великом поэте.
Новый этап в развитии русского реализма Чернышевский связывает с именами Гоголя и Лермонтова. Формула Чернышевского о «гоголевском периоде» до сих пор остается одной из самых авторитетных и глубоких оценок историко-литературного значения творчества Гоголя.

Продолжение книги ...




   Последние добавления

В библиотеку добавлена книга Новый этап, повествующая о новой системе народного образования в РСФСР, изданная в 1925 г.



Выложена составленная В. М. Познером Книга для чтения для сокращенных школ политграмоты. Выпуск I, изданная в 1925 г.



Добавлена книга Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах, изданная в 1956 г



Опубликован сборник очерков Сельский учитель, вышедший из печати в 1954 г. в издательстве "Московский рабочий".



Добавлена книга Русские методисты-словесники в воспоминаниях, изданная в 1969 г.


   При цитировании любых материалов с сайта Педобзор.Ру гиперссылка обязательна