Последние добавления

Опубликовано пособие Как заниматься само образованием, вышедшее из печати в 1929 г. в издательстве "Прибой"



Добавлено методическое указание по подготовке рабочих кадров Лабораторная система занятий за 1930 г.



Выложена брошюра Л. И. Красногорской Роль семьи в воспитании дошкольника, изданная в издательстве Учпедгиз в 1955 году.



Опубликован критико-биографический очерк Е. Покусаева Н. Г. Чернышевский, изданный Саратовским издательством в 1955 г.



Опубликованы главы из сборника Мать и дитя, затрагивающие некоторые вопросы законодательства в области прав матерей прошлых лет, изданного Горьковским издательством в 1955 г.


Общественно-политические взгляды Чернышевского, его революционный демократизм (продолжение ...)


Е. И. Покусаев. "Н. Г. Чернышевский (критико-биографический очерк)"
Саратовское книжное издательство, 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Чернышевский пользовался любым случаем, чтобы ударить по царизму и крепостничеству. В «Заметках о журналах» он приводил цитаты из статей благонамеренных авторов, выделив курсивом, например, следующие строки: в России и за границей распространяется «ложная идея будто невольничество или рабство одно и то же, что крепостное состояние...». Как бы потом ни доказывалось, что это разные понятия, читатель делал свои выводы из этих рискованных для русского царизма аналогий и сближений.
Возможность писать по крестьянскому вопросу относительно свободнее Чернышевский получил только в конце 1857 года, когда правительство Александра II придало огласке свое намерение заняться «улучшением быта помещичьих крестьян».
Некоторое, очень непродолжительное, время Чернышевский полагал, что царизм, под давлением народных бунтов и массового недовольства в разных слоях русского общества, пойдет на уступки, ликвидирует крепостное право, и этот акт облегчит в какой-то мере положение крестьянства. Но Чернышевский не утрачивал революционной перспективы. Как и прежде, он оставался непримиримым врагом самодержавия. Он понимал, что правительство помещиков вынужденно сделало такой шаг, как подготовка крестьянской реформы. Это было выражением слабости царизма. И Чернышевский стремился всеми средствами бороться за то, чтобы вырвать из рук врага как можно больше и ослабить его в интересах будущего революционного переворота. «Революционеры никогда не откажутся, конечно,— писал В. И. Ленин, — от борьбы за реформы, от захвата хотя бы неважной и частной вражеской позиции, если эта позиция усилит их натиск и облегчит полную победу».
Что основы тактики Чернышевского в предреформен-ное время были именно таковы, об этом свидетельствуют многие факты. Во-первых, Чернышевский энергично и настойчиво защищал коренные интересы, важнейшие требования угнетенного крестьянства, которые правительство помещиков не согласилось бы удовлетворить ни под каким видом. Тем самым он выявлял и мобилизовы-вал вокруг «Современника» подлинно революционные элементы общества, готовя их для грядущего штурма. Во-вторых, «Современник» Чернышевского взял курс на возбуждение недовольства существующим порядком вещей во всех слоях русского общества, на поддержку всех тех, кто в той или иной форме это недовольство выражал. В-третьих, Чернышевский старательно разжигал соперничество в лагере врагов народа, стремясь, так сказать, столкнуть лбами заядлых крепостников, либеральствующих «прогрессистов»-помещиков и лавирующее в этой теплой компании правительство. Этим самым вождь революционной демократии добивался того, что конкурировавшие между собою помещичьи партии, рьяно отстаивая грабительские классовые интересы, политически разоблачали себя сами.
Уже в июльской книжке «Современника» за 1857 год Чернышевский в завуалированной, но достаточно понятной для читателя форме заявил о том, что крестьянство должно быть освобождено с землей и без каких бы то ни было выкупных платежей.
В ответ на программное заявление либерального «Русского вестника» о том, что «общество обязано дать движение новым интересам (т. е. отменить крепостное право. Е. П.), но также обязано дать вознаграждение старым (т. е. вознаградить помещиков-крепостников. Е. П.)», Чернышевский писал: «По юридическому... правилу грабитель не заслуживает ровно никакого вознаграждения! за то, что отказывается от грабежа — он счастлив должен быть уж тем, когда не взыскивают с него денег, заграбленных им».
Яснее нельзя было сказать: помещики-душевладельцы («грабители») не имеют права требовать выкупа, пусть довольствуются тем, что вековая крепостническая эксплуатация («грабеж») может пройти им «безнаказанно». Историческая справедливость требует того, чтобы помещичьи земли безвозмездно были переданы крестьянам.
Эту точку зрения революционной демократии Чернышевский последовательно отстаивает во многих своих статьях.
Ссылаясь на резкую осуждающую оценку самодержавия, данную Добролюбовым в статье «Темное царство», Чернышевский писал, что «самодурством» или «азиатством» называется такой порядок дел, при котором не существует неприкосновенности никаких прав, при котором не ограждены от произвола ни личность, ни труд, ни собственность. Там господствует исключительно насилие. Чернышевский клеймил царизм как «безграничное владычество самодурства».
Вместе с тем в годы, предшествующие революционной ситуации, Чернышевский поддерживает и непоследовательные и даже просто робкие выступления против правительства. Так, например, он сочувственно встретил произведения, которые специальным подбором и описанием отрицательных явлений, фактов и типов в совокупности рисовали мрачный фон русской крепостнической действительности.
В письме к Некрасову от 13 февраля 1857 года Чернышевский, излагая план мартовской книжки «Современника», сообщал, что он намерен поместить «статейку Селиванова в роде его «Провинциальных воспоминаний», плохо, разумеется, со стороны таланта и ума, но эффектно и выгодно по своей резкости».
В рассказе Турбина, опубликованном в июльской книжке «Современника» за 1857 год, читатель знакомился, например, с образом жестокой и блудливой помещицы Василисы Кузьминичны, которая хвалится тем, что она «возов пять хворосту» истрепала на мужицкие спины. Подобных сценок, фактов приводилось порядочно в рассказах Мельникова-Печерского, Селиванова, Афанасьева-Чужбинского и других второстепенных литераторов.
Все это свидетельствовало о наличии недовольства в русском обществе, о росте в нем оппозиционных настроений, и Чернышевский поощрительно относился к такого рода беллетристике, пытаясь вывести ее на путь подлинно демократической сатиры, обличающей не частные пороки, а самые устои крепостничества и самодержавия.
Чернышевский не обошел молчанием вышедшие впервые в 1856 году славянофильский журнал «Русская беседа» и крикливый, фразистый орган либералов «Русский вестник». И опять-таки потому, что эти органы печати пусть робко, пусть непоследовательно, но все же выражали недовольство политикой правительства. «Все хотят одного и того же», заявлял Чернышевский, — т. е. отмены крепостного права, хотя он и прекрасно знал, что группировавшиеся вокруг этих журналов люди преследовали свои классовые цели.
В. И. Ленин, как известно, гордился тем, что марксистская «Искра», ни на йоту не отказываясь от своей классовой, пролетарской программы, «пробуждает политическое недовольство во всех слоях населения».
В средине 50-х годов, на ранних этапах борьбы вокруг реформы, «Современник» Чернышевского в интересах осуществления программы крестьянской демократии стоял именно на такой тактической позиции. Об этом свидетельствует помимо указанных и еще один разительный факт общественной биографии Чернышевского. Сравнительно недолго, около года (январь—ноябрь 1858 г), Чернышевский был главным редактором «Военного сборника», основанного известным либералом — военным администратором Д. А. Милютиным Лично в журнале Чернышевский не печатался. Но, подбирая и редактируя материал, Чернышевский смог придать официальному военному органу критико-обличительное направление. «Он прекрасно видел, — пишет современный исследователь редакторской деятельности Чернышевского в «Военном сборнике», — те оппозиционные настроения, которые породило в среде офицеров русской армии крымское поражение... Работа в «Военном сборнике» сближала его с офицерами, помогала сколачивать оппозицию в их среде, воспитывать передовое офицерство в духе непримиримости к царскому самодержавию».
В своих известных статьях: «О новых условиях сельского быта», «О способах выкупа крепостных крестьян», «О необходимости держаться возможно умеренных цифр при определении величины выкупа», «Труден ли выкуп земли?», «Материалы для решения крестьянского вопроса» и других — Чернышевский доказывал, что если уж устанавливать выкуп за землю, то оплачивать его обязаны не крестьяне, а государство помещиков и купцов. В пору, когда во-всю разыгрались грабительские «выкупные» аппетиты помещиков, Чернышевский занимался своими вычислениями исключительно с целью разоблачения эгоистических классовых притязаний крепостников и царского правительства, исключительно с целью пропаганды своего революционного плана освобождения крестьян. Из статей Чернышевского становилось ясно, что готовящаяся реформа, в какие бы либеральные одежды ни рядили ее помещики, носит враждебный народу характер, и что подлинное освобождение с землею крестьянство получит, свергнув власть эксплуататоров.

Продолжение книги ...


   Последние добавления

В библиотеку добавлена книга Новый этап, повествующая о новой системе народного образования в РСФСР, изданная в 1925 г.



Выложена составленная В. М. Познером Книга для чтения для сокращенных школ политграмоты. Выпуск I, изданная в 1925 г.



Добавлена книга Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах, изданная в 1956 г



Опубликован сборник очерков Сельский учитель, вышедший из печати в 1954 г. в издательстве "Московский рабочий".



Добавлена книга Русские методисты-словесники в воспоминаниях, изданная в 1969 г.

  
Сборка щитов на любой автоматике: счетчики электроэнергии.

   При цитировании любых материалов с сайта Педобзор.Ру гиперссылка обязательна